Наша совесть и реформация. Верные Божьему Слову

пастор Тед Вильсон руководитель всемирной Церкви Адвентистов Седьмого Дня

   Не так давно мне посчастли­вилось стоять перед Виттен­бергским замком в Германии, где 500 лет назад Мартин Лютер начал могучую Реформацию, выве­сив на дверях этой церкви свой важ­нейший документ. Той двери больше нет, но Реформация, которая нача­лась 31 октября 1517 года, жива и по сей день, спустя пол тысячелетия.

Когда Лютер вывесил свои «Обсуждения силы и действенности индульгенций» («95 тезисов»), он намеревался начать академические дебаты, а не революцию. Документ начинается смиренно:

«Из любви к истине и желания объяснить ее, Преподобный отец Мартин Лютер, магистр гуманитар­ных наук и святого богословия, и простой лектор, здесь, в Виттен­берге, намерен защищать следующие тезисы и обсудить их на этом месте. Поэтому он просит, чтобы те, кто не может присутствовать и принимать участие в обсуждении на месте, сде­лали это в письменном виде. Во имя нашего Господа Иисуса Христа, аминь»1.

Два основных убеждения

Выступая против преобладаю­щих в то время учений, два основ­ных убеждения Лютера, с которых он начал дебаты, были следующие:

1. Sola Scriptura: только Библия является единственным критерием веры и поступков.

2. Люди спасаются верой, а не делами.

Мартин Лютер был настолько убе­жден в важности Писания — и необхо­димости его доступности каждому — что менее чем за 11 недель, пока его прятали в Вартбургском замке, он перевел Новый Завет на простой немецкий язык. Используемые им языковые формулировки, вымостили путь общепринятой версии современ­ной Библии на немецком языке.

Мощь и сила Реформации вер­нули людей к простой, и в то же время глубокой библейской истине. Используя ясный смысл Писания, Мартин Лютер смог четко и красно­речиво преподать эти истины. Лютер принял принцип Sola Scriptura, придя к заключению, что само Писание свидетельствует о своей подлинности, понятно мысля­щим читателям, само себя истолко­вывает и вполне достаточно, чтобы быть конечной инстанцией христи­анской доктрины2.

В книге «Великая борьба» Эллен Уайт пишет, что учение Лютера «наносило сокрушительный удар по самому основанию папской власти, в нем заключался жизненно важный принцип реформации»3.

Sola Scriptura или Prima Scriptura?

Позже в некоторые протестант­ские церкви вошла другая доктрина, известная как Prima Scriptura. Эта доктрина учит, что «хотя Писание не является единственным принципом веры в церкви, оно является глав­ным авторитетом. Это относится к превосходству Писания или к тому, что Писание обладает превосход­ством над традициями и церков­ными решениями, хотя последние также имеют авторитет наряду с Писанием»4.

Каким бы хорошим ни казался принцип Prima Scriptura, он проти­воречит принципам Реформации, потому что он не всегда считает Божье Слово конечной инстанцией, стоящей выше традиций и учений церкви.

Комментируя приверженность Лютера только Библии, Эллен Уайт писала: «Лютер видел, чем грозит превозношение человеческих теорий над Словом Божьим. Он отважно нападал на безбожную философию схоластов, критикуя то богословие, которое так долго господствовало над умами людей. Отвергая эти умствования, Лютер указывал, что они не только бесполезны, но и вредны. При этом он старался направить своих слушателей от лже­мудрствования философов и бого­словов к вечным истинам, изложен­ным пророками и апостолами»5.

Те, кто воспринимает Библию, как человеческую книгу и исполь­зуют для ее изучения критические методы, иногда неправильно счи­тают тех, кто принимает принцип Sola Scriptura и библейские методы изучения Библии, наивными, плохо информированными и ограничен­ными. Как поясняет официальный документ «Методы изучения Библии», принятый Исполнитель­ным Комитетом Генеральной Конфе­ренции Церкви Адвентистов Седь­мого Дня:

«Как для тех, кто не принимает Божественность Христа невозможно понять цель Его воплощения, так же и для тех, кто считает Библию про­сто человеческой книгой, невоз­можно понять ее весть, какими бы тщательными и скрупулезными не были их методы.

Даже христианские ученые, кото­рые принимают божественно-чело­веческую природу Писания, но, чьи методологические подходы застав­ляют их концентрироваться, в основном, на его человеческих аспектах, рискуют лишить библей­скую весть ее силы, отбрасывая ее на задний план и фокусируясь на спо­собе. Они забывают, что способ и весть неотделимы, и, что способ без вести подобен пустой скорлупе, которая не может обращаться к жиз­ненно важным духовным нуждам человечества.

Преданные христиане «будут использовать только те методы, которые совершенно справедливы для двойственной, неразделимой природы Писания, усиливают [их] способность понимать и применять его весть и укрепляют веру»6.

Наша совесть и Писание

Когда Лютер предстал перед сей­мом в Вормсе, он наполнял свою совесть Писанием и основывал свои действия на Писании, а не на тради­циях, культуре или на личном мнении.

«Если я не буду убежден свиде­тельствами Писания и ясными дово­дами разума, — заявил Лютер, — если я не буду убежден с помощью отрывков, которые я процитировал, и, если они, таким образом, не под­чинят мою совесть Божьему Слову, то я не могу и не отрекусь, ибо хри­стианину небезопасно поступать против совести»7.

Когда Лютера заставляли усту­пить требованиям церкви и государ­ства, независимо от того, что гово­рит Библия, он ясно дал понять, что его совестью управляет Писание.

«„Я согласен, — ответил Лютер, — от всего сердца, чтобы каждый, от императора до самого скромного хри­стианина, читал и критиковал мои труды, но только при условии: делать это во свете Слова Божьего. Людям не остается ничего другого, как только повиноваться Священному Писанию. Я сам всецело предан ему, и беспо­лезно принуждать мою совесть”»8.

Мартин Лютер позволил Писа­нию наполнить его совесть и поступки. Мы тоже должны это сде­лать. Суть Реформации — личные отношения с Богом через Его Слово и живую веру.

Реформация продолжается

Реформация не началась и не закончилась Мартином Лютером. «Она должна продолжаться до окон­чания истории мира»9, — писала Эллен Уайт.

На протяжении всей истории Бог сохранил Свою истину посредством Писания и просвещения Святым Духом, и показывает новые истины через Свое Слово. Для нас жизненно необходимо, чтобы, рассматривая «новую истину», мы проверяли ее с помощью библейского теста, данного в Ис. 8:20: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света».

Писание занимало главное место во время Реформации и в нашей жизни сегодня оно также должно занимать главное место. Мы должны провозглашать принципы Sola Scriptura («только Писание»), Sola fide («только верой»), Sola gratia («только благодатью»), Solus Christus («только Христос») и Soli Deo gloria («только Богу слава»).

Закончилась ли Реформация? Нет! Будем продолжать ее, так как в самом конце времени наше свидетельство должно по-прежнему основываться только на Божьем Слове. Будем же оставаться верными Богу и Его Слову, чтобы, когда наступят испыта­ния, мы, подобно Лютеру, могли устоять, благодаря тому, что наша совесть «верна» Святому Писанию.

1 «95 тезисов», на www.luther.de/en/95thesen.html.

2 См. «What the Bible and Lutherans Teach», на wels.net/about-wels/what-we-believe/.

3 Эллен Уайт, Великая борьба, с. 126.

4 См. «Prima Scriptura, Sola Scriptura and Sola Ecclesia», на www.orthodoxevangelical.com/2014/02/26/prima-scriptura-sola-scriptura-and-sola-ecclesia/.

5 Э. Уайт, с. 126.

6 «Методы изучения Библии», одобрено и принято Исполнительным Комитетом Генеральной Конференции Церкви Адвентистов Седьмого Дня на Годичном совещании в Рио-де-Жанейро, Бразилия, 12 октября 1986 года. Полностью документ см. на: www.adventist.org/en/information/official-statements/documents/article/go/-/methods-of-bible-study/

7 J. H. Merle d’Aubigné, History of the Reformation of the the Sixteenth Century, b. 7, ch. 8, cited in E. G. White, p. 160.

8 In d’Aubigné, b. 7, ch. 10, cited in E. G. White, p. 166. (Italics supplied.)

9 Э. Уайт, с. 148.
Прокрутить вверх