Вопрос 22

Основные принципы истолкования пророчества

22. Как Адвентисты седьмого дня понимают богодухновенность библейских пророчеств? Чем Адвентисты седьмого дня отличаются от постмилленистов и футуристов? Какова ваша позиция относительно пророчеств, касающихся «царствия» и восстановления иудеев? Пожалуйста, представьте эти особенности.

Всматриваясь в события многовековой истории, исследователь библейских пророчеств отмечает три момента, которые вызывают в его сознании чувство восхищения и благоговения:
1. Неизменность намерений Божьих (Исаии 14, 27).
2. Его божественное провидение (Ис. 46, 10; Деян. 2, 23) и вдохновенное откровение плана веков чрез древних библейских пророков (Амос. 3, 7).
3. Его безграничное долготерпение к упрямым людям, непринимающим Его плана спасения.
Что касается великой схемы пророчеств Священного Писания, Адвентисты Седьмого дня верят, что они представляют божественно-вдохновенную панораму истории веков. Большинство наших истолкований пророчеств, заключающихся в этих символах — не принадлежат нам, т. е. не мы первые истолковали их.
Они основаны на открытиях многих выдающихся благочестивых мужей различных вероисповеданий, живших в разное время.
Вместе с ранней апостольской церковью мы придерживаемся взгляда, что исполнение пророчеств связано с исполнением исторических событий.
День за днем история подтверждает, что время и события, указанные в библейском пророчестве, исполняются.
Вместе с большинством толкователей начиная от первых Отцов церкви до настоящего времени, мы верим, что четыре всемирных власти в пророческой схеме книги пророка Даниила представляют из себя: Вавилон (Нововавилонское царство); Мидо-Персию, Грецию (Македонское царство) и Рим. Пятое мировое царство приходит на смену Риму не сразу: ему предшествуют следующие события: Римская империя распадается на ряд сильных и слабых государств. Это происходит в 4 и 5 веках по Р. Хр.
Что после падения Римской империи должна проявиться могущественная власть антихриста; и что антихрист, в свою очередь, должен быть уничтожен при Втором пришествии Христа; что при Втором пришествии произойдет буквальное воскресение умерших праведников; что сатана будет скован на протяжении тысячелетия; и что после тысячелетия наступит вечное царство Божье.

Мы совместно с многими выдающимися руководителями Реформации верим, что после разделения Римской империи на десять царств, представленных различными европейскими нациями, на арену выступил папа — антихрист, могущественная средневековая власть, предсказанная в пророчестве (См. 336 стр. оригинала).
Таким образом относительно пророчества мы придерживаемся исторической точки зрения. Мы отвергаем толкования футуристов и претеристов не только потому, что оба эти направления придуманы Римско-Католической церковью в борьбе против Реформации, но и потому, что они вообще противоречат Священному Писанию. Равным образом для нас неприемлемо и учение постмилленистов о постепенном усовершенствовании мира и наступлении всеобщего благоденствия в царствии Божьем, созданном самими людьми. Адвентисты седьмого дня верят, что единственной надеждой людей этого мира является видимое, т. е. буквальное Второе пришествие Христа, которое произойдет до наступления тысячелетнего царства.
На основании исследования библейских пророчеств, мы приходим к выводу, что время Второго пришествия уже близко, но ни день, ни час никому не открыт.
Мы верим, что пророчества просто служат лишь фоном для исполнения великого искупительного плана Божьего, охватывающего собой как Первое, так и Второе пришествие Христа. Христос пришел в первый раз в наш мир, чтобы обитать среди людей как безгрешный человек и умереть ради спасения падшего человеческого рода посреднической искупительной смертью.
И Его первосвященническое служение в небесах включает период времени между Его вознесением и Его Вторым пришествием как Царя царей, чтобы собрать искупленных и навсегда положить конец трагическому господству греха.

I. ПОНИМАНИЕ БИБЛЕЙСКИХ ПРОРОЧЕСТВ АДВЕНТИСТАМИ СЕДЬМОГО ДНЯ В СРАВНЕНИИ СО ВЗГЛЯДАМИ ДРУГИХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ

Тематика пророчеств и их исполнение весьма обширны и охватить их исследованием на страницах данной книги, — дело слишком сложное.
Поэтому мы ограничимся ответами на те вопросы, которые имеют непосредственное отношение к нашей теме:
1. Классификация библейских пророчеств Слово «пророчество» дословно обозначает «говорить наперед» и «предсказывать». Пророк раскрывает весть Божью, передавая увещание, исправление и наставление человеку. Временами он предсказывает скорогрядущие или отдаленные события, провозглашая наперед развитие божественного плана или то, что должно произойти при определенных обстоятельствах.
Иногда пророка называли «провидец», в смысле человека, имеющего сверхестественное зрение.

В некоторых случаях пророческая весть приходит к пророку прямо из уст Божьих, а иногда — посылается ему в видении через образы и символы.
Но в том или другом случае пророк изрекает весть не как слово человеческое, но как Слово Божье: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Петр. 1, 21).
Пророчества можно классифицировать по следующим отличиям:
СОГЛАСНО СОДЕРЖАНИЮ:
а) Вести нравственно-преобразующего направления для своих современников, как они переданы пророками — Илией и Иеремией.
б) Предсказания, в которых часто встречается нравственный элемент, подобно пророчествам Исаии, Иеремии, Даниилу.
ПО ФОРМЕ:
а) Буквальные пророчества.
б) Прообразные или символические пророчества.
в) Пророчества — представленные наглядно (подобно Иезекиилю, Агаву, Иез. 4, 1-13; Деян. 21, 10-11).
г) Пророческие притчи.
ПО ВРЕМЕНИ ИСПОЛНЕНИЯ:
а) Непосредственно исполняющиеся пророчества.
б) Пророчества об отдельных отдаленных событиях.
в) Пророчества, охватывающие длинные периоды времени.
г) Пророчества с двойным применением — непосредственно и в будущем; буквальное и символическое.
По характеру исполнения пророчества о будущих событиях можно разделить на три вида:
а) Пророчества о божественном намерении (независимо от воли людей).
б) Пророчества о божественном предвидении (определяющем человеческие действия).
в) Пророчества о божественной награде или наказании (в зависимости от добрых или злых дел человека). Иногда бывает трудно решить к какому виду принадлежит то или иное пророчество, но все три класса пророчеств истинны, хотя выражены различными путями.
2. Исполнение этих трех видов предсказаний
Исполнение предсказаний этих трех последних видов ясно видно из следующих примеров: ПРОРОЧЕСТВА ПЕРВОГО ВИДА (о неизменном намерении или плане Божьем) включают к примеру, предсказания Бога, что Христос должен умереть ради спасения человечества и что вселенная будет полностью очищена от греха. Пророчества такого вида непременно исполняются, так как они выражают вечное намерение Божье, не зависящее от воли человеческой.

ПРОРОЧЕСТВА ВТОРОГО ВИДА (касающиеся предвидения действий людей) включают предсказания о предательстве и распятии Иисуса.
Этот вид пророчества должен обязательно исполниться, ибо Бог не может ошибиться в Своем предвидении. В Своем всеведении, видя «конец от начала», Он осознавал, что нечестивые люди предадут и распнут Иисуса, но эти предсказания не принуждали кого-либо ко греху. Хотя пророчество способно возвестить людям то, что «сбудется согласно Божьему Провидению», однако, как замечает Елена Уайт «пророчества не в состоянии изменить характер людей, исполняющих их.
Люди действуют в жизни по своей собственной, свободной воле» (Ревью№ 13. 1900 г. 721 стр.).
ПРОРОЧЕСТВА ТРЕТЬЕГО ВИДА (об об обещанной награде или угрожающем наказании) видно из примера двойственного предсказания Иеремии (гл. 17), о сохранении или разрушении Иерусалима. Здесь можно заметить, что предсказания этого вида также истинны и верны, но исполняются они иначе. Ясно например, что согласно пророчеству человек непременно получит: либо награду, либо наказание. Если он исполнит условия получения благословений, — наказания не затронут его; и с другой стороны — если он навлечет на себя заслуженное наказание, — предсказанное наряду с этим благословение не исполнится.
В конечном итоге все зависит от выбора человека, — что он изберет: добро или зло. Итак, если Господь изрекает какое-либо пророчество, обещая награду или наказание одному и тому же человеку, либо целому обществу, то само собой разумеется, что одно из этих обещаний исполнится, но какое именно, — зависит от свободной человеческой воли.
Верность пророчества в любом случае не нарушится, поскольку тот или другой выбор — награда или наказание — несомненно придет.
Воистину, исполнение — одно из проверочных свойств истинности пророчества. Хотя простое исполнение предсказания не всегда свидетельствует об истинности пророка (Втор. 13, 1. 2), за то неисполнение его (если пророчество не относится к числу условных) явно свидетельствует о том, что пророк был ложным (Втор. 18, 20-22). Исполнение предсказания, как мерило его верности, касается только непосредственно исполняющихся пророчеств.
Если же пророчества относятся к отдаленному будущему, то их исполнение много лет спустя после смерти пророка — не будет иметь для его современников никакого значения, так как у них не будет никакой нужды задумываться над тем, верна ли весть пророка и стоит ли считать его истинным вестником Божьим.
3. Условные пророчества Пророчества, которые провозглашают или подразумевают любые обетования или угрозы, — являются условными, если они зависят от человеческих действий. Условность иногда прямо выражается (Исх. 19, 5-6), а иногда — нет (Ионы 3, 4). Исполнение таких пророчеств бывает разным в зависимости от условий, но правдивость или непреложность пророчества при этом нисколько не снижается (Иер. 18, 7-10).

Исполнение некоторых пророчеств откладывается из-за личных действий или наоборот, бездействия людей.
Иногда их исполнение не вполне соответствует первоначальному намерению К каждому из этих случаев можно привести следующие примеры: А) Бог обещал вывести израильтян из Египта в землю Ханаанскую, удалить язычников и дать ее Своему народу (Исх. 3, 8; 15, 17; 23, 23 и т. д.). Все же, когда они приблизились к обетованной земле, у Кадес-Варне, — неблагоприятный отчет соглядатаев — склонил их к восстанию и они отказались вступить в обетованную землю.
Поэтому Господь сказал: «Не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас» (Числ. 14, 30). Они вынуждены были странствовать по пустыне до тех пор, пока не вымерло поколение ропотников. И только следующее поколение, почти 40 лет спустя, вошло в Ханаан.
Так и сегодня, долгое ожидание Второго пришествия Христа вызывает у некоторых сомнение и они спрашивают: «Где обетование пришествия Его?» Апостол Петр отвечает: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Петр. 3, 9).
Б) Примером того, что исполнение пророчества может заключать в себе иной смысл, чем тот, который предполагался, может служить пророчество о колене Левиином: «Разделю их в Иакове, и рассею их в Израиле», — говорит Господь. (Быт. 49, 7). Однако, из-за верности этого колена в кризисе, это рассеяние превратилось в благословение.
Сыны Левия сделались поколением священников, но не имели части при разделе земли, как другие колена, и не считались одним из 12-ти колен Израилевых. Они были рассеяны между всеми коленами, чтобы быть для всех благословением (Исх. 32, 26; Числ. 18, 20-24). Иногда ветхозаветние пророчества, имея первоначально буквальный смысл, в Новом Завете исполняются прообразно.
Но такое исполнение должно подтверждаться Духом пророчества, в противном случае будет открыта дверь для произвольного толкования.
Тот факт, что мы не всегда находим буквальное исполнение для каждой детали пророчества, еще не означает, что оно неверно или что мы должны ожидать его необычного исполнения в будущем. Необходимо также считаться (о чем знают даже «буквалисты»), — с образным языком древнего, равно как и современного письма и, конечно, с восточной манерой разговорной речи.
Далее, притчи и символы надо понимать так, чтобы это сходилось с намерением автора, а не выискивать смысл, в подробностях, не имеющих значения, как например: задумываться над смыслом пятен на шкуре барса или думать о процентном соотношении пяти мудрых и пяти неразумных дев. Обращая внимание на обстоятельства, при которых дана пророческая весть, и вникая прежде всего в ее первоначальный, буквальный смысл, а затем в ее символику, — мы видим, что пророчества не есть нечто фантастическое, позволяющее нашему воображению видеть в них что угодно, или нечто загадочное, похожее на зашифрованное письмо, где каждое слово для нас имеет

строго свое значение. Изъясняя то или иное пророчество мы должны избегать как буквализма, так и неоправданного символизма.
4. Различные толкования пророчества о 1000-летнем царстве
Существует много извращенных понятий относительно обетований и пророчеств, главным образом Ветхозаветного периода, связанных с местом Израиля в плане Божьем.
Это так называемые пророчества о «тысячелетнем царстве».
ПОСТМИЛЛЕНИСТЫ (верящие во Второе пришествие Христа после тысячелетия) — видят в пророчестве о «тысячелетнем царстве» символическое описание грядущего золотого века церкви, тысячелетний период всемирной праведности, который наступит на земле не благодаря прямому вмешательству Бога, а путем более обширного действия благодати. Они верят, что этот период приготовит всех людей земли ко Второму пришествию Христа, которое совершится в конце тысячелетнего царства.
Оно знаменует собой начало окончательного суда и вечной жизни.
Согласно взглядам ПРЕМИЛЛЕНИСТОВ, существующее царство зла будет продолжаться и усиливаться вплоть до пришествия Христа, Который путем применения сверхестественной божественной силы положит конец этому миру. Тысячелетнее царство начнется первым буквальным воскресением «святых» и окончится Вторым вокресением «остальных умерших». После этого начнется окончательный суд, а за ним — вечная жизнь на Новом небе и новой земле.
Третья группа — АМИЛЛЕНИАЛИСТЫ — вообще отрицают существование тысячелетнего царства.
Они скорее отождествляют его, как и Августин, с победой христианства в нынешнем веке.
С премилленистами они согласны в том, что перед вторым пришествием никакого золотого века для мира не будет, но что пшеница и плевелы будут расти вместе до наступления нового царства, которое начнется сверхестественно и неожиданно при Втором пришествии Христа.
Но амиллениалисты в то же время согласны с постмилленистами в том, что пришествие Христа будет знаменовать собой начало не тысячелетнего царства, а окончательного суда и вечной жизни.
Премилленизм, вновь оживший в начале 19 века, стал резко выступать против учения постмилленистов, все еще представлявших собой господствующее направление в христианском богословии, «духовно» толкующих как первое воскресение, так и пророчество о тысячелетнем царстве. Премилленисты, ставшие известными в Британии как «буквалисты», поддерживали не только буквальное воскресение из мертвых, но и буквальное царство Божье на земле в течение тысячи лет. Это тысячелетнее царство будет существовать при прямом или косвенном владычестве Христа.
В нем найдут свое буквальное исполнение все ветхозаветние пророчества, данные древнему Израилю. Вначале (буквалисты) придерживались принципа историзма, но впоследствии большинство из них стало «футуристами». Исполнение большинства пророчеств они ожидали либо в конце истории нашего мира, либо за его чертой, в грядущем царстве.

Все пророчества, которые не исполнились во всех подробностях, как например, пророчества о владычестве Израиля над земными царствами, его возвращение в Палестину, где будет восстановлен храм и будут совершаться жертвоприношения и даже весть о том, что Бог не даст дождя тем народам, которые не придут в Иерусалим на праздник Кущей, — все эти пророчества по мнению буквалистов должны исполниться в буквальном будущем царстве иудеев на земле после Второго пришествия Христа, в период тысячелетия.
Сильное движение премилленистов в Северной Америке в середине 19 столетия вначале объединяло как буквалистов, так и миллеритов.
И поскольку те и другие придерживались принципа исторического премилленизма, — оба стали естественными союзниками в борьбе против удерживающего свои позиции постмилленизма.
Что же касается миллеритов, то они верили, как и большинство христиан всех веков, что пророчество о тысячелетнем царстве исполнится не через иудеев, но чрез прославленную церковь. По их мнению, тысячелетнее царство — это начало вечной жизни. В противоположность большинству премилленистов, Адвентисты седьмого дня верят, что пророчества о царствии имеют свое исполнение в жизни церкви: ныне это «царство благодати», которое созидается в сердцах христиан, а в будущем — это «царство славы», когда верующие обретут вечную жизнь.
Из этого видно, что наши взгляды на пророчество о грядущем царстве отличается от взглядов других христиан.

II. ВЗГЛЯДЫ АДВЕНТИСТОВ НА ПРОРОЧЕСТВА О ЦАРСТВИИ БОЖЬЕМ

1. Обетования, данные Аврааму
В Ветхом Завете очень ясно выражено, что Бог избрал израильский народ, потомков 12-ти сынов Иакова, как особое орудие, чтобы через них возвестить всем людям Свой план спасения. Через них было дано Писание, от них должен был произойти Мессия — Христос и через них все народы земли должны были услышать и принять благословенную весть о спасении. И в равной мере, в Ветхом Завете изложен факт, который часто упускается из виду, — что это положение избранного народа было УСЛОВНЫМ.
Бог дал эти обетования Аврааму при нескольких случаях, — обетования о его благословении, о бесчисленности потомков, которые должны стать великим народом; что им в удел будет дана Ханаанская земля; что эта земля должна простираться от «реки Египетской» до реки Евфрата (Быт. 12, 1-3; 13, 14-17; 15, 5. 7. 18-21; 17, 1-21; 18, 18-19; 22, 15-18).
2. Обетования, данные Израилю у Синая
Когда Бог начал исполнять эти обетования потомкам Авраама — вывел их из Египта, чтобы дать им обетованную землю и сделать великим народом, — Он заключил с ними завет у горы Синая. Условная природа обетований к новой нации — Израилю, как Его избранному народу, была очень ясно изложена в самом начале: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царственным священством и народом святым» (Исх. 19, 5-6).

Их положение как избранного народа Божьего, зависело от условия: «ЕСЛИ.» Почти 40 лет спустя, когда второе поколение готово было вступить в обетованную землю, Моисей в своем прощальном обращении к израильтянам, наставлял их (Втор. 7, 8), говоря: что если они надеются увидеть исполнение обетований, данных их отцам, они должны хранить свою веру в Бога, Который «есть Бог верный. хранящий завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов» (Втор. 7, 9). Если они будут соблюдать заповеди, тогда и Господь сохранит завет, который с клятвою обещал отцам их» (Втор. 7, 11-12). С другой стороны, если они не послушаются Бога, то погибнут, как и те народы, которыми они должны были овладеть (Втор. 8, 1. 19. 20). Обратим внимание на предостережения, касающиеся их земли, если они будут осквернять ее подобно их предшественникам, — их земля свергнет, как и тех людей, которые жили на ней прежде них (Лев. 18, 26-28; 20, 22). В длинном перечне благословений и проклятий (Втор. 27-30 гл) послушание заповедям Божьим является условием получения следующих благословений: святость, преимущественное руководящее положение как народа Божьего перед другими народами и благосостояние. Напротив, за непослушание они получат проклятие в виде: язвы, голода, нужды, поражения и рассеяния среди других народов.
Впрочем, если они покаются, Господь обещал возвратить их из плена. Израиль же хорошо знал, при каких условиях он мог получить или потерять обещанные благословения. Представленный выбор ясно свидетельствует, что высказывание Бога: «Я дам» различные благословения — равнозначно: «Я желаю дать», «Я намереваюсь дать». Но израильтяне ничуть не сомневались в условиях, при которых они должны были получить или потерять обещанные благословения.
Обратим внимание на условный характер обетований и пророчеств, касающихся израильского народа в связи со всеми обетованиями, данными Аврааму. В каждом случае условием исполнения обетования было послушание. Израиль должен быть:
а) Избранным народом (Исх. 19, 5-6; Втор. 28, 9).
б) Великим народом (Втор. 28, 1-7. 9. 10; сравни Втор. 28, 15. 25. 48).
в) Святым народом (Исх. 19. 6; Втор. 28, 9).
г) Благословенным народом (Втор. 7, 9-14; 28, 1-14. Сравни Втор. 28, 15-68; 30, 16. 19).
д) Должен получить в наследие землю (Втор. 8, 1. 7-9; 30, 19. 20; Сравни Лев. 18, 26-28 и Втор. 28, 15. 64; 3Цар. 9, 3. 6. 7; 1Пар. 28, 8; 2Пар. 7, 16. 19. 20; Иез. 33, 24-26; 36, 26-28).
е) Должен иметь царскую линию Давида (3Цар. 2, 3.4; 8, 25; 9, 4. 5; 1Пар. 28, 4-9; 2Пар. 6, 16; 7, 17-22).
ж) Должен быть благословением для народов (Иез. 36, 23; 33-36; 37, 23. 28).
В виду того, что условия были выполнены лишь частично, то и обетования в истории Израиля исполнились также частично.

3. Обетования данные Давиду и Соломону
Во время Давида, которого Бог избрал «быть царем над Израилем навеки» (1Пар. 28, 4) и сына его Соломона, — были исполнены многие из ранних обетований, данных Израилю: Относительно великого имени, великого народа, относительно процветания, победы и мира, управления над другими народами, владения «от реки Египетской до великой реки реки Евфрата» (Быт. 15, 18; 3Цар. 4, 21). Во дни Давида Бог имел намерение поселить Израиля «на месте Своем, так что он не будет тревожиться больше» (2Цар. 7, 10; 1Пар. 17, 9).
Это намерение Божье нисколько не противоречило ни прежнему обетованию о том, что Израиль будет владеть обетованной землей на условии послушания (Втор. 8, 1. 19-20), ни фактическому положению Израиля, когда он был изгнан из земли.
Господь не желал, чтобы за свои грехи Израиль потерял обетованную землю, как Он не желает и того, чтобы кто-либо за свое упорство потерял спасение (Иез. 33, 11; 2Петр. 3, 9). Давид понимал данное ему обетование как условное, что видно из его позднейшего обращения к народу при короновании Соломона: «И теперь перед очами всего Израиля, собрания Господня и в уши Бога нашего говорю: соблюдайте и держитесь всех заповедей Господа Бога вашего, чтобы владеть вам сею доброю землею и оставить ее после себя детям своим в наследство навек» (1Пар. 28, 8).
Кроме того, он осознавал, что обетование относительно Соломона было также условным: «И сказал мне: Соломон, сын твой построит дом Мой, и дворы Мои, потому что Я избрал его Себе за сына и Я буду ему Отцом и утвержу царство его навеки, если он будет тверд в исполнении заповедей Моих и уставов Моих, как до сего дня»(1Пар. 28, 6, 7).
После окончания строительства храма Господь повторил это обетование лично Соломону и условием существования храма, царства и земли, которой владел Израиль, — Он опять поставил послушание (3Цар. 9, 3-9; 2Пар. 7:16-22).
Заявление Божье о Его намерении, что Израиль «не будет тревожиться больше» (2Цар. 7, 10) и что «Он утвердит престол Давида навеки» (ст. 13), показывает, что Он желал исполнить обетования данные Израилю во время Давида и Соломона. Если бы Израиль исполнил поставленные перед ним условия, то избежал бы плена, в который неоднократно попадал в течение своей истории.
Но Соломон отступил от Бога и хотя он пред смертью вполне увидел пагубность своих путей, — его царство было разделено и десять колен были навсегда потеряны для его династии. Правда, его потомки продолжали владеть Иудеей, пока она продолжала свое существование как царство, однако, в конечном итоге это царство пришло к концу и жезл управления был отнят от дома Давидова до тех пор, пока «не пришел Тот, Кому он принадлежит» (Иез. 21, 27). Речь идет о Сыне Божьем из рода Давидова (Мат. 21, 5. 9). Обетования, которые так и не исполнились ни в Соломоне, ни в царском доме Давида, в дальнейшем нашли свое исполнение согласно пророчеству, в семени Давидовом, — во Христе, Который будет Владыкой вечного царства (Пс. 88, 3-4; Ис. 9, 6-7; Иер. 23, 5; Лук. 1, 32, 33).

4. Угроза пленения была условной Именно грехи народа привели к тому, что иудейское царство оказалось в Вавилонском плену (2Пар. 36, 14-17). Но иудеи могли избежать этого плена. Если бы они были верны своему завету, если бы они прислушались хотя бы к последнему предостережению пророка Иеремии, то Иерусалим с его величественным храмом продолжал бы стоять вечно, и был бы столицей, куда бы съезжались цари и князья всей земли (Иер. 17, 21-27).
После этой вести предостережения, принятие которой предотвратило бы печальную участь Иуды, Иеремия в следующей главе передает ясные слова Божьи об условном характере пророчеств, связанных с наградой или наказанием: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, согрешу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему.
А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое перед очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел бы облагодетельствовать его» (Иер. 18, 7-10).
Из стиха 11 и 13 видно, что эти слова относились к Израилю.
Если бы даже в последнюю минуту Израильский народ покаялся, то печальная участь всего царства была бы предотвращена. Но, увы, израильтяне остались глухи к предостережениям и увещеваниям пророка и их плен стал неизбежным.
5. Пророчества о восстановлении Израильского царства и обетования Нового Завета. Однако Вавилонское пленение не было концом Божьего долготерпения. Даже будучи в плену, израильтяне могли бы раскаяться и этим предотвратить исполнение пророчества о национальном падении.
И Бог ждал от них этого. Через пророка Иеремию Бог заверил их, что это пленение, хотя и было наказанием, но «не до конца» (Иер. 5, 10-18; 46, 28). Даже еще раньше пленения Бог стал посылать детям Израиля пророческую весть об их возвращении, обещая заключить с ними Новый завет и полностью восстановить их царство. (Иер. 31, 27; 28, 31).
В завете, заключенном с израильским народом у горы Синая и неоднократно обновленном, весь Израиль проявил себя с худшей стороны, о чем ярко свидетельствует вся их история, как народа. Отступление десяти колен на протяжении долгого времени не участвовавшие в служении святилища и теократическом правлении, — уже фактически устранили себя из среды народа Божьего; теперь остаток Израиля — Иудейское царство — которое, хотя и медленно, но уверенно все более и более отступало от Бога и наконец, также было пленено и царственная линия Давида потеряла престол до пришествия Мессии, «Которому он по праву принадлежит». В этот мрачный период Бог действовал через пророка Иеремию, который находился в осажденной Иудее, и через Иезекииля, который уже с первыми группами пленных попал в Вавилон. Он поручил им возвещать весть «Нового завета», «вечный завет», обещая пленникам, заключившим с Ним этот завет, дать обильные благословения после их возвращения на родину. Он желал видеть их как святой народ, чтобы они были живыми свидетелями Его любви и заботы и таким образом были средством благословения для народов всего мира (См. Иер. 31, 31-34; 32, 36-41; Иез. 37, 19-28).
Израильтяне очевидно роптали, что страдают за грехи своих отцов, потому что Иеремия повторяет их пословицу, говоря: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер. 31, 29). Затем он объявляет новый завет, согласно которому Бог будет взирать не на дела отцов, а на каждое человеческое сердце в отдельности. Он вложит «законы Свои во внутренности их и на сердцах их напишет их», каждый человек от малого до великого будет знать Господа. Он забудет грехи их и не воспомянет их более (Иер. 31, 31-34). В следующей главе Иеремия говорит об этом как о вечном завете (Иер. 32, 39-40), который он когда-то заключил с Авраамом (Быт. 17, 7).
При «вечном завете» Бог обещал вложить «страх Свой в сердца их, чтобы они не отступали от Него» (Иер. 32, 40). С этой целью Бог обещал им: «И дам им одно сердце и один путь, чтобы они боялись Меня во все дни жизни» (ст. 39). Другой пророк — Иезекииль — посланный небом, чтобы возвещать весть Божью пленникам Вавилона, говорит, что Бог даст им «одно сердце и дух новый, вместо каменного сердца — сердце плотяное, чтобы они поступали по заповедям Его и были Его народом, а Он — их Богом» (Иез. 11, 19-20). В другом месте пророк говорит «о вечном завете», который будет заключен с домом Израиля и Иуды, бывшими пленниками Вавилона, а также о царствовании Давида над народом, очищенным от своих грехов (Иез. 37, 19-28). Исаия также говорит о вечном завете (Ис. 55, 3; 61,8).
6. Евангелие в Вечном Завете И снова Иезекииль употребляет почти те же слова: «Дам вам новое сердце. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих» (Иез. 36, 26-27). Цель нового завета заключалась в том, чтобы сделать их послушными: «чтобы боялись Меня во все дни жизни» и «ходили по заповедям Моим» (Иер. 32, 39. 40; Иез. 11, 19-20); а средство для достижения этой цели выражено в следующих словах: «Вложу внутрь вас дух Мой» (Иез. 36. 27). Как в ветхозаветное время, так и в новозаветное люди с плотским сердцем «закону Божьему не покоряются, да и не могут» (Рим. 8, 7). Вот почему, прежде чем написать закон Божий на сердце, необходимо каменное сердце человека заменить плотяным — а это есть дар, получаемый только через веру.
В таком случае, Новый завет имеет не меньшее значение, чем спасение благодатью чрез веру, ибо только чрез принятие Святого Духа Божьего человек в состоянии ходить в обновленной жизни. Это и есть Евангелие Нового завета, выходящее из недр Ветхого завета. Здесь нет никакого противоречия между законом и благодатью, как не было его между «церемониальным законом» и благодатью во дни Израиля. До того, как Иисус умер на кресте, обряды и жертвоприношения были назначены Богом для того, чтобы направлять взоры верующих людей на грядущего Искупителя. И только после того, как Агнец Божий был принесен в жертву, церемониальная система была упразднена раз и навсегда (Ефес. 2, 15). Дальнейшее соблюдение церемониальных законов означало лишь неверие во всемогущую спасительную жертву Иисуса Христа (Деян. 15, 1. 10; Гал. 5, 1-2). Новый завет, запечатленный кровью Иисуса (Евр. 8, 6-13; Мат. 26, 28) и приведенный в действие Его служением в небесном святилище (Евр. 8, 6; 9, 15; 12, 24), — это закон Божий, написанный на сердце человеческом и Дух Божий, обитающий в нем, и побуждающий его к делам праведности (Рим. 8, 4). И никакого противоречия между этим заветом и нравственным законом Божьим никогда не было и не будет.
7. Новый Завет на условии личного раскаяния
Согласно пророчеству о восстановлении Израиля, Новый завет получат все, так как все «от малого до большого» будут знать Господа (Иер. 31, 34). Бог предлагает Свое прощение, очищает от греха и дает новое сердце лишь при условии личного раскаяния. Возрождение, связанное с Новым заветом, будет действенным лишь в той мере, в какой каждый израильтянин примет этот завет.
Тем, кому Господь дает новое сердце, «Он будет их Богом, а они будут Его народом». Те же, которые откажутся от очищения, будут отвергнуты.
«А чье сердце увлечется вслед гнусностей их и мерзостей их, поведение тех обращу на их голову, говорит Господь Бог» (Иез. 11, 20, 21).
Вечный завет был заключен в свое время с Авраамом, который был назван отцом всех верующих (Быт. 17, 1. 2. 7; сравни Быт. 26, 5). Имея в виду вечный завет, пророк Исаия говорит: «Приклоните ухо ваше и придите ко Мне, послушайте» (Ис. 55, 3). «Ищите Господа, когда можно найти Его», «обратитесь к Господу» (Ис. 55, 6. 7). Залогом верности Бога является Его Слово (Иер. 31, 35-37; 33, 20-26), но Он его никому не навязывает, а только предлагает. Поэтому исполнение новозаветных обетований зависит от того, как дети Израилевы примут их и будут ли они в своей жизни руководствоваться верой.
Если бы весь Израиль или хотя большинство народа искренно приняли Новый завет и пережили опыты обновления сердца чрез пребывание Святого Духа Божьего и чистосердечного послушания, — какие результаты могли бы быть! Бог все еще желал употребить Израиль как Свое особенное орудие, чтобы разделить благословения Нового завета с другими народами! 8. Пророчества о восстановлении Израильского царства исполнилось только частично Пророчества о возрождении Израиля или восстановлении Израильского царства, — некоторые образно, на поэтическом языке, другие буквально, — говорят о долголетии жизни людей и Едемском состоянии земли, о праведности и всемирном владычестве Израиля, распространяющего познание о Господе среди всех народов. Дом Давида должен быть восстановлен и наконец должен прийти Мессия, истинный Агнец Божий, Который будет «предан смерти» и Своей смертью утвердит Новый завет, и станет Владыкой царства правды и мира.
Однако, «золотой век» не будет веком абсолютного мира. Зависть врагов приведет к войне, которая окончится победой народа Божьего (Иез. 38 и 39 гл.), перед Вторым пришествием Христа.
С этого момента откроется новая страница в истории детей Божьих — наступит вечная жизнь в новом царствии Христа.
Обетования о восстановлении были связаны с возращением из плена.

В какой мере должны были исполниться эти предсказания после Вавилонского пленения? Царь Кир дал разрешение возвратиться на родину «всему народу» (Ездр. 1, 3), в том числе и поклонникам Господним из племен северного царства. И в результате этого и последующих царских повелений — некоторая часть пленников возвратилась.
Они восстановили храм и иудейскую законодательную систему согласно их закону (Ездр. 6, 14. 15; 7, 11-26), но их зависимость от Персии сохранилась. Из свидетельств пророков Ездры, Неемии, Аггея, Захарии и Малахии видно, что возрождения, предлагаемого им Новым заветом, они так и не достигли.
Их ревность к закону выразилась скорее в формальном соблюдении — законничестве и в национальной обособленности, чем в искании Духа Божьего. Обетование в возвращении исполнилось; но число возвратившихся было очень малым.
Даже храм, который они построили, был весьма скромным зданием по сравнению с прежним. Слава предсказанного царства не нашла своего осуществления при подчиненном состоянии, — сначала под Мидо-Персидском, а затем — Македонском правлении, ни даже в кратком времени независимости при Маккавейском правлении.
В конце концов они попали в зависимость от Рима.
9. Предложенное и отверженное царство Мессии
Затем пришел Мессия, Плотник из Назарета и начал проповедовать: «Исполнилось время и приблизилось царство Божье» (Марк. 1, 15). В предложениях Иисуса Христа заключались благословения Нового Завета — обновить свое сердце и исполниться Святым Духом.
Но эта весть для большинства иудеев принесла лишь разочарование. Они так долго вынашивали в своих сердцах материальную сторону пророчеств о царствии, — что забыли о их духовном значении. Они страстно желали освободиться от ига римлян и быть независимыми, — даже отомстить своим врагам, — но они не желали, чтобы в их сердцах был написан закон любви.
Они страстно желали быть победителями над язычниками, но совершенно не интересовались как стать источником благословения для всех народов.
Они хорошо помнили, что на троне Давида должен восседать царь, но они забыли, что им должен быть страдающий Искупитель, пришедший в виде слуги. Таким образом они не узнали своего Мессии, когда Он пришел, и не пожелали принять предложенное Им царство.
Если бы иудеи приняли Новый Завет и предложенное царство Мессии; если бы вместо малого числа последователей, которых Иисус послал проповедывать Свою весть, Он мог послать всю нацию — восстановленную и посвященную для евангелизации всего мира, — какие победы, какие благословения, какие награды они могли бы иметь под водительством Сына Божьего! Господь все еще был готов как и во дни древних пророков употребить Свой избранный народ как орудия благословения для других народов, но они не захотели. 10. Плотской Израиль уступает место христианской церкви Иерусалим не узнал времени посещения своего и посему дом его остался пуст (Мат. 23, 38). Господь, отвергнутый иудеями, горько оплакивал будущую участь Иерусалима. И хотя разрушение его было отложено на 40 лет, иудейский народ не раскаялся. На этот раз Иерусалим ожидало не временное (Иер. 5, 10. 18), а полное и окончательное истребление.
Слуги, которые неоднократно издевались над посланными к ним пророками и, наконец, распяли Сына Хозяина виноградника — лишились права на владение виноградником. Сам Сын Божий провозгласил им приговор: «Отнимется от вас царство Божье и будет дано народу, приносящему плоды его» (Мат. 21, 43). Многие должны были прийти с Востока и Запада и воссесть вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом вместо отверженных детей царствия (Матф. 8, 11. 12). Они должны были придти из среды язычников и доказать, что они более истинные «дети Авраама», чем иудеи, которые «не делали дел Авраама» (Иоан. 9, 39).
Когда множество называющих себя семенем Авраама — официальная иудейская церковь — отвергли своего Царя, Посредника Нового Завета, — этим они удалили себя от мессианского царства и потеряли всякую связь с заветом. Лишь иудеи, оставшиеся верными этим взаимоотношениям, стали «остатком» (Рим. 11, 5), именно те иудеи, которые приняли Мессию и стали ядром христианской церкви. Это были истинные дети Израиля. К ним присоединились обращенные из язычников, ветви «дикой маслины», которые были привиты к корню вместо природных ветвей, которые отломились неверием (Рим. 11, 16-24).
Таким образом отвержение израильского народа нисколько не повлияло на исполнение пророчества и не прервало родословной избранного народа Божьего. «Но не то, — говорит апостол Павел, — чтобы Слово Божье не сбылось. ибо» не плотские дети суть дети Божьи, но дети обетования (Рим. 9, 6-8) — признаются за духовное семя Авраама.

I. НОВОЗАВЕТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОБЕТОВАНИЙ О ЦАРСТВИИ

Дети Авраама «верующие» — все, которые Христовы, как иудеи так и язычники, — таким образом стали наследниками древних обетований (Гал. 3, 7. 8. 16. 29). Оба класса семени Авраама, как иудеи, так и язычники должны принять обетования Авраама. Павел не говорит, что обетования о Израильском земном царстве принадлежат иудеям, а обетования о небесном царстве — христианам, но скорее он говорит, что все семя Авраамово наследует землю: «Ибо не законом даровано Аврааму или семени его обетование — быть наследником мира, но праведностью веры. Итак, по вере, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам. (Рим. 4, 13. 16).
Следовательно, христиане принадлежат к царству Христа (Кол. 1, 13; Иак. 2, 5; Откр. 1, 6). Согласно обетованию, Иисус Христос должен был прийти как Царь от семени Давидова, чтобы утвердить Новый, т. е. вечный Завет (Иез. 37, 21-28; Лук. 1, 32. 33; ср.: Зах. 9, 9-11; Мат. 21, 4-9). Принеся Себя в жертву, Он стал Посредником этого завета (Евр. 8, 6-13; 12, 24; 13, 20; Сравн. Мат. 26, 28; Марк. 14, 24; Лук. 22, 20). Из этого видно, что христиане являются наследниками новозаветнего пророчества о царствии Божьем и других новозаветных пророчеств.
Теперь эта церковь является народом Завета, избранным народом, о чем ясно заявили два новозаветных писателя, применив первоначальное обетование, данное детям Израиля у Синая.
Петр, обращаясь к «христианам», как их начали называть, говорит: «Но вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел» (1Петр. 2, 9). Когда апостол Петр писал христианам из язычников (См. ст. 10), он почти слово в слово приводит текст Исхода 19, 5. 6. (Петр употребляет идентичные греческие слова для выражения «царственное священство», которые встречаются в переводе 70-ти — соответственно еврейскому «царству священников»). Другой апостол — Иоанн пишет христианам Малой Азии об Иисусе Христе, Который сделал нас «царями и священниками» (по-гречески «царственным священством» Богу и Отцу своему (Откр. 1, 6). Далее Иоанн описывает, как искупленные поют Агнцу: «Достоин Ты, ибо Ты сделал нас царями и священниками Богу нашему» (по-гречески «царственным священством») (Откр. 5, 9, 10). Из этого видно, что оба автора относят обетование завета, данное Израилю на условии и потерянное им вследствие отвержения Мессии, — не только к христианам из иудеев, но ко всем христианам, ко всей христианской церкви.
Спрашивается, почему авторы Священного Писания относят пророчества об Израильском царстве к христианам не иудейского происхождения? Не потому ли, что истинным Израилем является теперь не иудейский народ, а церковь христиан? Тот факт, что апостол Павел говорит об «Израиле по плоти» (1Кор. 10, 18), позволяет предположить, что есть и другой Израиль, Израиль не по плоти. В его посланиях есть разъяснения о том, что он имеет в виду под истинным Израилем. Прежде всего он подчеркивает, что не все иудеи принадлежат к Израилю: «Не все те израильтяне, которые от Израиля» (Рим. 9, 6). Еще в другом месте он определяет истинных иудеев: «Не тот иудей, кто таков по наружности», но скорее «тот иудей» кто внутренно таков и то обрезание, которое в сердце» (Рим. 2, 28. 29).
В таком случае знак истинного израильтянина — обрезание, рожденное свыше сердце. Заявление в Рим, 2, 26 не ссылается лишь на иудеев с обрезанными сердцами: «Итак, если не обрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?» Поэтому каждого христианина из язычников можно считать истинным израильтянином, хотя и не принадлежащим к Израильской нации.
Как видно, здесь нет ничего общего с законничеством, потому что Бог послал Сына Своего именно для того, «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим. 8, 4). В своем послании к Филипийцам ап.
Павел пишет об истинном обрезании: «потому что обрезание, — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом и не на плоть надеющиеся» (Фил. 3, 3). Это предложение может казаться двойственным в грамматическом отношении, но в контексте оно является кристально ясным, что Павел таким образом определяет истинное обрезание.
Предыдущие изречения ясно показывают, что Павел считал истинным Израилем не Израиль по плоти, но Израиль по духу, состоящий из иудеев и язычников, не плотских детей, но детей обетования, имеющих обрезание не по плоти, а на сердце (Рим. 9, 8).
И снова апостол Павел обращается к христианам, которые были прежде язычниками и которых все еще называли «необрезанными» иудеи, которые были таковыми по плоти (Ефес. 2, 11). Эти христиане были прежде отчуждены от общества израильского, были чужды заветов обетования (ст. 12). Однако, теперь во Христе, чрез Которого они имеют доступ к Богу Духом Святым, — они «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (ст. 19). Другими словами, язычники, становясь христианами, перестают быть чужими и делаются согражданами святым и наследниками обетования. Поэтому, христиане, собранные из иудеев и язычников, — принадлежат к истинному обществу израильскому.
Именно в таком смысле «весь Израиль спасется» (Рим. 11, 27).
12. Исполнение пророчеств о Царствии Божьем
Естественно возникает вопрос: «Если христианская церковь является наследницей обетований и заветов, где мы можем увидеть исполнение всех пророчеств, которые не были осуществлены буквальным Израилем? В первоапостольской церкви, церкви нашего времени или же в церкви будущего?» Если пророчества о царствии Божьем писатели Нового Завета определенно относят к событиям церкви, мы смело можем довериться их богодухновенному толкованию.
Так апостол Петр видит исполнение пророчества Иоиля о видениях, снах и знамениях среди остатка Израиля по крайней мере частично — в чудесах первоапостольской церкви при излитии Духа Святого (Деян. 2, 15-21; Иоиль. 2, 28-32).
Иаков, выражая решение церковного собора в Иерусалиме, цитирует пророчество Амоса о восстановлении Израиля и относит его к язычникам, принявшим христианство: «Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.
И с сим согласны слова пророков, как написано: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову, падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» (Деян. 15, 14-17. ср. Амос. 9, 11-12).
Другими словами, Иаков сказал: «Пророчество Амоса о том, что должно произойти «потом», т. е. после дней Амоса, — находит свое исполнение в обращении язычников во время апостола Петра (этих слов «потом обращусь» — нет в подлиннике книги пророка Амоса; там есть родственное выражение: «В тот день Я восставлю скинию Давидову». Фраза, употребленная Иаковом «обращусь и воссоздам» или цитируется из различных текстов книги пророка Амоса или является пересказом параллельного еврейского идиоматического выражения, в котором глагол «обращусь» часто употребляется, чтобы выразить переменное состояние или просто повторение). Пророчество о воссоздании дома Давидова и обращении язычников к Господу отныне стало исполняться в умножении церкви Христовой, куда входили и язычники. Приведенные слова Амоса являются пророческим предсказанием о восстановлении Давидова Израильского царства и включение в него язычников (Амос. 9, 11-12). Но Иаков образно относит это пророчество к созиданию церкви Христа, сына Давидова.
Петр находит в Исаии (28, 16) предсказание об Иисусе, как «краеугольном камне» (1Петр. 2, 6); о «духовном доме», в котором христиане устраивают себя как «живые камни», «священство святое, чтобы приносить духовные жертвы» (1Петр. 2, 5).
Апостол Павел в одном кратком тексте: «Какая совместимость храма Божьего с идолами? Ибо вы храм Бога Живого, как сказал Бог: «Вселюсь в них и буду ходить в них и буду их Богом и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь и не прикасайтесь к нечистому и Я приму вас». И буду вам Отцом и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержатель» (2Кор. 6, 16-18), — цитирует высказывания нескольких пророчеств, имеющих отношение к Новому Завету и обетования о восстановлении древнего Израиля, фразы, заимствованные из книги пророка Иеремии 31, 33 (сравни Иер. 32, 38; Иер. 11, 19-20; 37, 27; Ис. 52, 11 и Иер. 31, 9).
Исполнение пророчеств, касающихся церкви настоящего времени, носит образный характер. Многие из пророчеств, не исполнившихся в ветхозаветнее время, еще исполнятся, — некоторые буквально, — в связи со Вторым пришествием Христа или после этого события. Тот факт, что в ветхозаветних пророчествах писатели Нового Завета находили прежде всего образный смысл, может служить для нас хорошим предостережением от буквализма.
Затем христианская церковь — «народ святой» не состоит из какой-либо отдельной расы или национальности; в нее может войти всякая личность, которая добровольно вступит в новозаветные отношения со своим Господом. Поэтому ее благословения не заключаются ни в национальном благосостоянии, ни в территориальных владениях, ни в победах над неприятелем. Пророчество Иезекииля об избавлении Израиля от полчищ Гога пока еще не исполнилось — оно ждет своего исполнения в будущем. В связи с этим в Откровении говорится об окончательном истреблении врагов Божьих и врагов Его народа после тысячелетнего царства.
Пророчество о славе будущего храма в изображении Иезекииля также не исполнилось и не может исполниться буквально в церкви, потому что прообразы и тени нашли свое воплощение в действительной жертве Иисуса Христа на Голгофском кресте. Служение в храме заменилось первосвященническим служением Сына Божьего «в нерукотворенном святилище» на небесах.
Кроме того, обетования что семя Авраама, — его потомки должны быть наследниками мира и пророчества об изобилии и мире восстановленного Едема, — все это в действительности исполнится, когда святые наследуют новую землю.
Христианская церковь, собранная скорее со всех народов, чем только из иудейской нации, теперь является средством для передачи Божьих благословений всему миру.
Ее глава — Христос, Сын Божий, сын Давидов, Который теперь управляет сердцами своего народа, а в будущем будет управлять им лично в Своем вечном царстве. Это и есть царство Божье внутри нас (Лук. 17, 21), которое не придет приметным образом (ст. 20), но вырастет, как горчичное зерно (Мат. 13, 31, 32). Таково духовное царство, к которому мы теперь должны принадлежать, если желаем получить благословения в грядущем царстве славы.
Таким образом пророчества о царствии в конце концов исполнятся, но не здесь на земле, где находится грех и раскаяние, рождение и смерть, войны и язвы, — но на новой земле. Все, что исполнится в вечном царстве Христа, будет несравненно выше всего того, что было обещано древнему Израилю.
13. Царство Божье для иудеев и язычников
Придерживаясь взгляда, что царство принадлежит христианской церкви, мы включаем в это число и иудеев.
В число наследников обетования Авраама о царстве Божьем входит все его духовное семя, — все, которые Христовы; все, которые спасены кровью вечного завета — иудеи и язычники. Таким образом, каждый израильтянин, верующий в Мессию, может быть соучастником святых в тысячелетнем царствии, так же, как и в вечном царстве Христа.
Но ни один израильтянин по плоти не может претендовать на тысячелетнее земное национальное царство на основании ветхозаветних пророчеств о царствии.
14. Вопрос об Израильском государстве Выразительно подчеркнем здесь, что Адвентисты седьмого дня отвергают широко распространенное мнение об обещанном Богом всемирном иудейском царстве, не оправдывая «анти-иудейского наклона» и не закрывая глаза на политический факт существования нового государства — Израиля. Наше пророческое истолкование не допускает двойственности. Мы верим согласно Св. Писания, как уже было изложено, что древние иудеи лишились их царства и своего особого положения как избранного народа (См. Мат. 21, 43; ср. Иер. 18, 6-10). Мы также верим на основании Священного Писания, что иудеи имеют одинаковые права со всеми людьми и одинаковое преимущество принять Евангелие спасения (Рим. 10, 12-13). Поэтому мы приглашаем всех, как иудеев, так и язычников, приготовиться вместе с нами к встрече с грядущим Царем.
Мы глубоко сожалеем, что весть о спасении через Христа до сих пор принята лишь незначительным числом иудеев.
Мы искренне надеемся и горячо молимся о том, что в эти последние дни еще многие из них пробудятся. Мы были бы очень рады, если бы каждый ныне живущий иудей принял Христа и таким образом имел участие вместе со всеми народами в обещанном царстве.

Существование современного государства Израиль не является более действительным, веским доказательством, что иудеи как нация все еще должны исполнить пророчества о царстве в Палестине, чем британское правление над этой землей было доказательством англо-израильского истолкования, которое провозглашало, что англо-саксонские и родственные им нации являются «истинным Израилем» и таким образом только они являются наследниками пророчески обещанного царства.
И наше отрицание этих двух выше представленных претензий ничуть не представляет нас как выступающих против иудеев или англичан. Мы не пренебрегаем никакой расой, никаким народом на земле.
Но мы верим, что государство Израиль не может претендовать на обладание землей в Палестине на основании библейских обетований. Вопрос о имеющихся территориальных претензиях должен разрешаться существующим международным законом.
Нет никакого оправдывающего основания смешивать наше пророческое истолкование с такой международной политической проблемой.
Мы должны представлять христианскую весть и расширять сферу христианского сочувствия и христианской справедливости, — всем без лицеприятия и пристрастия. Мы не желаем, чтобы наша теологическая чаша весов справедливости склонялась к иудеям или христианам, мусульманам или язычникам. Адвентисты седьмого дня верят, что миссия христианской церкви — возвещать «вечное Евангелие всякому племени и народу» и представить пред ним высокое преимущество — быть гражданами царствия Божьего.
15. Пророчества, исполненные церковью в течение столетий
Мы верим, что христианская церковь является наследницей Нового Завета и царства Божьего (такая же вера была и у христиан прошлых веков). Мы находим непрерывную связь завета, обетований и пророчеств и их преемственность в христианском периоде церкви. Иисус проповедовал сначала иудеям и если бы они приняли Его, Он несомненно сделал бы весь иудейский народ, а не маленькую горстку учеников, основой Своего царства. Но из этого не следует делать вывод о том, что Нагорная проповедь, пророчества Матф. 24 главы и большая часть наставлений Иисуса относились только к иудейскому народу, а не к христианской церкви, краеугольным камнем которой Он является. Мы принимаем Новый Завет как единое целое, составленный из Евангелий, посланий и Откровения, предназначенный для христианской церкви, где иудеи и язычники образуют одно общество верующих.
Новый Завет, возвещенный вначале ветхозаветниками пророками в связи с обетованиями о царствии Божьем получил свою силу через посредническое служение Христа (Евр. 9, 15), запечатлен Его кровью (Евр. 13, 20), прообразно отображен Вечерей Господней (Лук. 22, 16) и подтвержден в посланиях апостолов.
Таким образом он нашел свое воплощение в церкви. Новозаветнее царство ныне существует в его первой стадии и обычно называется «царством благодати». Оно будет существовать до Второго пришествия Христа, после чего перейдет в видимое «царство славы». А это царство будет существовать весь тысячелетний период и далее, как вечное царство Христа на новой земле.
Видя непрерывную связь и преемственность завета, обетований и пророчеств, мы не считаем христианский период церкви промежуточным между прошлым и будущим иудейскими заветами и не рассматриваем его как пробел в пророческой цепи. Исходя из этого, мы находим исполнившиеся пророчества и в настоящем христианском периоде церкви, за что справедливо именуемся в области истолкования библейских пророчеств представителями исторической школы или исторического направления.
16. Итог принципов библейского истолкования пророчеств мы находим дальнейшее сильное доказательство для непрерывной нити пророчества в учениях Иисуса.
Он рассказал Своим последователям о грядущих событиях, чтобы когда они исполнятся, — они имели твердую веру (Иоан. 13, 19). На вопрос о разрушении храма и конце мира (Мат. 24, 3), Иисус сказал Своим ученикам о начале грядущих бедствий — о лжехристах, войнах и всевозможных несчастьях — и сравнил «мерзость запустения», предсказанную в книге пророка Даниила с армиями, окружающими Иерусалим, как знак для их бегства из города и спасения (Матф. 24, 15-16; ср. Лук. 21, 20. 21). Приняв к сердцу это предостережение (Мат. 24, 16-18), первые христиане удалились из города и спасли свою жизнь во время разрушения Иерусалима в 70-м году нашей эры.
Он увещевал Своих учеников бодрствовать в виду знамений близости Его пришествия. Все это свидетельствует о том, что Он учил их внимательно следить за исполнением пророчеств в течение христианского периода. Учение Иисуса о пророчестве опровергает мнение тех, кто считает, что ни одно пророчество не исполнится до тех пор, пока церковь не будет взята от земли. Кроме того, мы видим, что пророчества о мировых царствах (Дан. 2 и 7 гл) находятся в процессе непрерывного исполнения со времени Вавилонского царства и до настоящего времени. Подобно этому и 70 седьмин или седьмилетий (Дан. 9 гл) оканчиваются во дни Христа — Мессии. Кроме того, мы видим, что и апостолы применили ветхозаветние пророчества к христианской церкви своего времени.
И поскольку мы не находим в пророчествах о царстве, в пророческих мировых царствах, в учениях Христа и апостолов какого-либо оправдания для отделения пророчества от истории церкви, — мы ожидаем и находим историческое исполнение пророчества на протяжении всех столетий. Другими словами, мы придерживаемся исторической точки зрения в пророческом истолковании, и верим во Второе пришествие Христа, которое совершится прежде тысячелетнего царства. 

III. ЧТО ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ПРОРОЧЕСТВА О ЦАРСТВЕ?

В данном разделе будет показано, что истолкование пророчеств о царствии предусматривает КЛЮЧ не только для различия между разными точками зрения о тысячелетнем царстве, но также и к другим важным вопросам, очевидно не относящимся к нему.

1. Церковная точка зрения о царствии
Прежде всего обратим внимание на главное условие, которого христианская церковь придерживается в течение всех веков, а именно, поскольку иудеи отвергли Христа, за это они как народ отвержены Богом и, следовательно, с этих пор избранным народом Божьим, народом завета и обетования, «народом святым» является церковь, состоящая из всех истинных последователей Христа, — как иудеев, так и язычников (См. Деян. 15, 13-18; 1Петр 2, 9).
Те, кто этот довод считает правильным, должны неизбежно придти к следующим десяти выводам:
1) «Святые», которых преследует антихрист, это не иудейский народ, а христиане, состоящие из иудеев и язычников. Таким образом, приход антихриста следует ожидать в течение христианского периода или «христианского века», а не после него.
2) Христианская церковь на земле переживает время скорби, причиненной ей антихристом. Следовательно, до окончания этого времени не может быть «восхищения» святых живыми на небо.
3) В будущем нет никакого периода, специально предназначенного для иудейской нации, как избранного народа Божьего; таким образом, исполнение семидесятой недели не может относиться к будущему иудейскому периоду, который якобы будет отмечен прекращением жертвоприношений в восстановленном храме. Этот период уже закончился в прошлом, во время смерти Христа на кресте (Смотри вопрос 26).
4) Будущее царство на земле не может принадлежать иудеям как народу, но христианам, состоящим как из иудеев, так и язычников, истинного избранного народа; таким образом нынешнее возвращение иудеев в Палестину не может быть исполнением пророчества о царствии Божьем.
5) Ветхозаветные пророчества о царствии не могут точно, до мельчайших подробностей исполниться в христианской церкви или духовенством Израиля, как все это должно было произойти среди древнего Израиля, если бы они не лишились своего особого положения.
6) Продолжительность периода христианской церкви нельзя просто рассматривать как «пробел» между двумя иудейскими эрами, — период в котором «пророческие часы остановили свой ход»; таким образом исполнение пророчества продолжалось непрерывно на протяжении всей христианской истории.
7) Исполнение пророчества, представленного символом «небольшого рога», вышедшего посреди рогов четвертого зверя (Дан. 7, 8), — необходимо рассматривать как происходящее в периоде христианской истории, а не после великого пробела в пророчестве; таким образом нет никакого основания для большого пробела между четвертым Римским царством и возникшим маленьким рогом.
8) Исполнение пророчества об «отступлении» и «человеке греха», который сядет в «храме Божьем» (2Фес. 2, 3-4), нельзя связывать надлежащим образом с иудейским храмом; это пророчество должно относиться к христианской церкви.
Таким образом оно ссылается на отступление в христианской церкви и возникновение антихриста в этой же церкви.
9) Учение Иисуса о царствии Божьем о новозаветном покое относится не к иудеям, а к христианской церкви (Мат. 5-7; гл. 24 и т. д.).
10) Христианская церковь является наследницей Нового Завета, согласно которому Божий закон пишется в сердце человека Духом Святым.
Это не иудейский национальный или церемониальный закон, который был упразднен на кресте, но скорее моральный закон, который согласно Вестминстерского исповедания веры «кратко изложен в десяти заповедях».
2. Ключ к Адвентистской точке зрения
Здесь мы коснемся существенного различия, которое существует в подходе к пророческому толкованию между Адвентистами седьмого дня, придерживающимися исторического подхода в толковании пророчеств и верящими во Второе пришествие после тысячелетнего царства и придерживающимися различных понятий о тысячелетнем царстве: амиллениалистов — вообще не верящих в тысячелетнее царство, постмиллениалистов — верящих во Второе пришествие пришествие Христа после тысячелетнего царства и футуристов премиллениалистов. Мы увидим, что это различие лежит в самом понятии о пророческом истолковании, а особенно в истолковании пророчеств о царствии Божьем. Мы не согласны с постмиллениалистами и амиллениалистами, что пророчества, относящиеся к царству Божьему и к тысячелетнему царству, следует понимать в образном смысле.
В результате такого толкования эти пророчества лишаются своего конкретного значения. Такое понятие является основой взглядов футуристов, которые видят в пророчестве лишь первоначальный буквальный смысл, не замечая его условных моментов. Адвентисты седьмого дня имеют мало общего с постмиллениалистами, но они стоят между амиллениалистами и футуристами, частично согласные с обеими точками зрения.
Хотя адвентистов иногда обвиняют в том, что они не умеют правильно определить пророческую границу между иудейским народом и церковью, однако на самом деле они тщательно придерживаются именно пророческой границы, различая отдельные виды пророчеств и избегая двух крайностей: чрезмерного символизма и чрезмерного буквального толкования. Основываясь на верном «пророческом слове», мы отрицаем как фатальный (т. е. неизбежный, неизменный) так и буквальный смысл пророчества. В Писании есть некоторые пророчества, как например, пророчества о царствии Божьем, которые в своем первоначальном значении имеют более узкий, буквальный смысл.
В этом плане они могут исполниться только частично или не исполниться совсем, ожидая своего исполнения в отдаленном будущем, в иных условиях и иным образом. Так пророчества о царстве Израильском существенно отличаются от других пророчеств как условные. В них выражено либо благословение, либо проклятие Израилю. Но так как иудеи пренебрегли своим благословением, то на них пало проклятие и ныне они рассеяны среди народов.

В отличие от амиллениалистов, Адвентисты седьмого дня считают, что награда Израилю выражена в образном смысле, а наказание — в буквальном. Как и футуристы, мы верим, что благословения, обещанные Израилю, имели такое же конкретное, буквальное значение, как и предостережения. Все обетования относительно Израиля исполнились бы с буквальной точностью, если бы они не были отняты от иудеев за их непослушание. Однако, они исполнятся в отношении истинного Израиля, так как отступление плотского Израиля в древности не могло воспрепятствовать исполнению первоначального намерения Божьего.
На место «иудейских ветвей», которые отломились, — к корню маслины привились «языческие ветви вместе с природными», образно изображающие всех тех, кто принял Мессию (Рим.11, 24). Таким образом, духовные дети Авраама, — иудеи и язычники, — становятся «наследниками по обетованию» (Гал. 3, 29). Мы считаем, что толковать все пророчества во всех случаях только образно было бы неправильно.
Мы должны ограничить такие применения только к данным нам чрез вдохновенные свыше случаи. Если значение ветхозаветных пророчеств раскрывается в Новом завете, там с уверенностью мы можем сделать такое применение; следовательно, в Новом Завете следует искать и окончательное исполнение пророчеств о царствии Божьем.
Но раскрытию этой темы Адвентисты седьмого дня, как известно, отводят меньше места, чем объяснению пророчеств Даниила и Откровения, и не без основания. Последние представляют собой конкретные и подробные предсказания, исполнение которых можно проследить на протяжении всей истории человечества. Сбывшиеся предсказания укрепляют нашу веру в богодухновенность пророческого слова, а исполняющиеся на наших глазах готовят нас к переживаниям и искушениям последних дней.
Учение о том, что иудеи как народ не являются больше избранным народом Божьим, а христианская церковь, — это наследница небесных обетований, по нашему убеждению, есть здравое библейское учение, которого придерживается как традиционный протестантизм, так и адвентизм.
Мы считаем, что в наши дни более необходимо говорить людям о Христе распятом и предостерегать грешников от роковых заблуждений последних дней, чем подробно останавливаться на будущем царстве.
Пророческая весть преследует одну цель: возвысить Христа, являющегося центром всякого пророчества и посредством влияния Святого Духа приготовить людей к Его славному пришествию как Царя царей и Господа господствующих.

Прокрутить вверх