Вопрос №20

Кто составляет «церковь остатка»?

Распространено мнение, что Адвентисты седьмого дня учат тому, что только они являются той последней, завершающей «церковью остатка», о которой упоминается в Откровении. Если это истинно, признают ли АСД «остатком» тех, в каждом вероисповедании, которые остаются верными Священному  Писанию и вере «однажды переданной святым»? Утверждают ли Адвентисты, что только они являются истинными свидетелями Живого Бога в нашем веке и что их соблюдение седьмого дня субботы является единственным, главным признаком, который отождествляет их как Божью церковь остатка?

Ответ на этот троекратный вопрос зависит в значительной мере от определения слова «остаток». Если, имея в виду вторую часть вопроса, под «остатком»понимать невидимую церковь, то наш ответ на первую часть будет решительным — «НЕТ»! Адвентисты седьмого дня никогда не старались отождествлять свою церковь с невидимой церковью, — с «теми, которые находятся в каждом вероисповедании и остаются верными Священному Писанию». Если же слово «остаток» рассматривать в рамках определения данного в Откровении 12, 17 — надлежащий ответ требует представления некоторого исторического материала. Мы верим, что пророчество в Откр. 12, 17 указывает на переживание и работу церкви Адвентистов седьмого дня, но мы нигде не утверждаем, что только мы, — истинные дети Божьи и что только мы сегодня во всем мире, — верные христиане. Мы убеждены, что Бог имеет много ревностных, верных и чистосердечных последователей во всех христианских обществах, которые согласно словам, поставленным в вопросе, являются «истинными свидетелями Живого Бога в нашем веке». Елена Уайт ясно выразила нашу точку зрения: «В каких религиозных обществах находится сейчас большая часть последователей Христа? — Несомненно в различных церквах, исповедующих протестантскую веру» (ВБ. 383).
Наше понимание текста Откр. 12, 17 имеет свою историческую основу.
На протяжении всех столетий была необходимость в восстановлении пренебреженных или забытых истин, выступать против отступлений и заблуждений и поддерживать истинную реформацию. И Бог возложил бремя ответственности на тех, которые способны достойно выполнить эту важную работу.
Протестантская Реформация возникла внутри папской церкви, возвещая оставленные или забытые фундаментальные основы Евангелия и обличая грубые отступления того времени. Отделение стало неизбежным из-за позиции укоренившейся господствующей церкви. Но через некоторое время среди реформаторских церквей обнаружились серьезные разногласия. Вполне добросовестные мужи в различных обществах стали подчеркивать в своих выступлениях различные аспекты истины. Вскоре появились отдельные национальные и государственные церкви. Эти церкви исповедыва-ли некоторую долю истины.
Так из религиозного общества реформаторов в Англии образовалась англиканская церковь.
Но поскольку в ней сохранились многие из католических ритуалов, форм и церемоний, — от нее в свою очередь отделились группы так называемых сепаратистов и независимых. К их числу принадлежа-ли также общины баптистов и другие независимые религиозные группы, возникшие как в Англии, так и в других частях Европы.
В своем учении они подчеркивали не только чистоту Евангелия, но указывали на необходимость крещения взрослых, посредством пог-ружения в воду, настаивали на личной свободе совести и отделении церкви от государства. Они сделали шаг вперед от средневековой теологии, от которой не были свободны многие другие реформацион-ные общества.
Но это не обошлось без борьбы.
Так Джон Веслей (Уэсли) и его друзья, отстаивая святой образ жизни и подчеркивая милость Божью, были осмеяны духовенством и отлучены от церкви. Через некоторое время они были вынуждены организовать отдельное религиозное общество. В следующем столе-тии в Америке Александр Кемпбелл и его последователи, веря в необ-ходимость реформы, также организовали независимую церковь. Таким образом возникло много вероисповеданий.
В начале 20 столетия, когда рационализм и высший критицизм («Высшим критицизмом» принято называть скептическое исследо-вание текстов Священного Писания), ослабил многие церкви своим отрицанием полного вдохновения Слова Божьего и поставил под сомнение божественность Христа; Его непорочное рождение; Его безгрешную жизнь и замещающую искупительную смерть; Его бук-вальное воскресение и вознесение; небесное служение Христа и Его Второе личное пришествие прежде тысячелетнего царства, — для этого Бог воздвиг многих мужественных вождей провозглашать веру, «однажды преданную святым». Это духовное пробуждение вскоре вызвало в рядах протестантизма различные разделения и привело к сформированию противоположных по своим взглядам Националь-ного Совета Церквей и Национального Общества евангелистов. Адвентисты седьмого дня верят, что сегодня есть особые истины, ко-торые Бог призывает нас проповедовать. Мы со всей серьезностью сознаем, что на нас лежит ответственность обратить внимание лю-дей на некоторые забытые библейские истины, о которых большинство протестантских церквей больше не вспоминает и таким образом продолжить дело Реформации. У нас есть много общего, что касается основных евангельских истин с другими христианскими течениями. Так взгляд на крещение чрез погруже-ние в воду, на свободу совести и отделение церкви от государства, — мы разделяем с баптистами и некоторыми другими течениями; подчеркивание на благочестии жизни и на даре свободной благода-ти, — с методистами; соблюдение субботнего дня, — с баптистами седьмого дня; и т. д. Основной темой проповеди во время всемирного Адвентистского пробуждения в христианских церквах в первой половине 19 столетия была близость Второго пришествия Христа. Эту весть мы продолжаем возвещать и сегодня.
Мы признаем, что подобным реформационным движением и духов-ным пробуждением руководит Сам Бог.
Мы, как Адвентисты седьмого дня, глубоко убеждены в том, что люди мира сего не только должны получить предостережение о грядущем всемирном событии — Втором пришествии Христа — но и должны быть приготовлены к встрече с Господом. Поэтому мы сознаем необходи-мость возвещения миру особых истин, предназначенных для настоящего времени.
Мы верим, что живем в час Божьего суда (Откр. 14, 6-7) и что это время скоро окончится. Мы верим (наряду со многими другими традиционными вероучениями), что Десятисловный закон является мерилом жизни всех христиан и что согласно этому закону Бог будет судить весь мир. (Иак. 2, 12). Более того, мы убеждены, что седьмой день — суббота — предписана четвертой заповедью Десятисловия.
Но в связи с этим мы еще раз хотели бы подчеркнуть то, что уже было сформулировано нами в ответе на вопрос 11-й, а именно, что наше стремление повиноваться Закону Божьему, как бы серьезно оно не было, никак не может служить основанием для спасения. Мы спа-саемся только посредством праведности Иисуса Христа, получаемой нами, как дар благодати и только по благодати. Жертва нашего Господа на Голгофе является единственной надеждой человечества. Но будучи спасенными, мы радуемся тому, что «праведные требования закона» исполняются в опытах жизни христиан «живущих не по плоти, но по духу» (Рим. 8, 4), и кто по благодати Божьей живет в согласии со всей открытой волей Божьей.
Следуя историческому принципу пророческого истолкования, мы убеждены, что события, описанные в Откровении 14-17 гг.- ныне исполняются или уже начинают исполняться. Чтобы повсюду приготовить людей к тому, что вскоре произойдет на земле, Бог посылает особую весть, выраженную в духе «вечного Евангелия и направленную «всякому племени, языку и народу» (Откр. 14, 6). Эта весть призывает людей обратиться от ложного пути и стать на путь послушания истинному Богу, сотворившему небо и землю. Еще мы верим, что религиозное движение Адвентистов Седьмого дня возникло не случайно: Бог призвал этих людей для того, чтобы они возвещали Его особую весть миру в это последнее время.
В согласии с нашим пониманием библейских пророчеств, мы верим, что книга «Откровение» описывает заключительные сцены великого плана искупления человечества.
Всматриваясь в глубь веков, в будущее, апостол Иоанн видел брань дракона с церковью. Эта борьба между силами добра и зла наглядно изображена в 12 главе Откровения: «Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени». (Откр. 12, 12).
Многие века Господь защищал Свою церковь, часто скрывал ее от лица змия (ст. 14).
В конце главы пророк описывает последнее, заключительное сражение говоря: «И рассвирепел дракон на жену (т. е. христианскую церковь» и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божьи и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12, 17). Бог будет иметь Своих детей на земле, верных Своих детей — до конца истории этого мира. Согласно нашему пониманию пророчества в 17 стихе мы видим наглядное описание заключительной борьбы между сатаной и теми, которые соблюдают заповеди Божьи и имеют свидетельство Иисуса Христа.
Те, которые почувствуют на себе всю ярость дракона, названы здесь «прочими от семени ее» или остатком от семени жены или на адвентистском языке «церковью остатка».
В духе глубокого смирения мы истолковываем это место Писания применительно к Адвентистскому движению и его работе, сознавая, какой огромный смысл имеет это толкование. Это место Писания мы прилагаем к себе, как к народу пророчества, — не из чувства гордости.
Для нас это логическое следствие нашей системы пророческого истолкования.
Но факт такого применения Писания отнюдь не означает, что мы считаем только себя истинными христианами в мире или что только мы одни спасемся. Веря в то, что церковь Адвентистов седьмого дня является видимой организацией, посредством которой Бог возвещает эту последнюю особую весть миру, мы помним и слова Господа, Который сказал: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора» (Иоан. 10, 16). Адвентисты глубоко убеждены в том, что Господь имеет чудный остаток, много ревностных и искренних последователей в каждом вероисповедании (и в том числе, и в Римско-католической церкви), живущих согласно свету, данному им Богом.
Великий Пастырь овец признает их Своими собственными, и Он зовет их в одно большое стадо и в одно большое братство, чтобы составить народ готовый к Его пришествию. Нашу позицию по этому вопросу хорошо выразила Елена Уайт: «Те, которые не преклонили своих колен перед Ваалом, рассеяны по всем странам, среди всех народов земли. Подобно звездам небесным, заметным только ночью, эти верные души будут сиять, когда тьма покроет землю и мрак народы. В языческой Африке, в католических странах Европы и Южной Америки, в Китае, в Индии и на морских островах, и во всех темных уголках земли Бог имеет в Своем ведении целый небесный свод избранных, которые будут сиять среди мрака, ясно свидетельствуя падшему миру о преобразующей силе послушания Его закону» (ПC. 188, 189).
«Каждая жемчужина будет извлечена и собрана, потому что рука Господа простерта, чтобы собрать остаток Своего народа» (Ранние произведения, 70 стр.).
Мы верим, что большинство детей Божьих все еще рассеяны по лицу земли. И, конечно, большинство из таковых, находящихся в христианских церквах, все еще празднуют воскресенье вместо субботы. Мы не можем поддерживать их в этом, потому что согласно нашему убеждению, что Бог призывает к реформе в данном вопросе. Но вместе с тем, мы уважаем и любим других. собратьев, которые не совсем так понимают Слово Божье, как мы понимаем. Наше изучение пророчества, согласно исторической системе истолкования, убеждает нас в том, что перед пришествием нашего Господа и Спасителя мы должны ожидать событий величайшей важности — для церкви и мира. Обстоятельства будут складываться так, что каждая душа на земле будет испытана в своей верности перед Богом.
Согласно учению Христа, мы верим, что многие, исповедующие сегодня Его имя и выдающие себя за последователей Его истины, в то время отступят от своей веры и фактически отрекутся от своего Господа.
События, ведущие к этому кризису, как мы верим, представлены в 13 главе Откровения.
В этом пророчестве изображены две великие силы, — в символах десятирогого зверя, выходящего из моря и двурогого зверя — выходящего из земли.
Эти две силы соединятся вместе для одной цели, чтобы противиться Богу и преследовать Его народ. Их совместная борьба будет всеобщей и настолько действенной, что им вероятно удастся с помощью законодательной власти провести в жизнь указ, по которому все противостоящие ему — будут лишены какой-либо возможности трудиться, — они будут лишены всякой должности и им даже будет отказано в пище.
Действие этого указа распространяется на всех: «малых и великих, богатых и нищих, свободных и рабов». И никто не избежит этого испытания.
В конечном итоге оно приведет к всемирной вражде против тех, кто служит Богу. Во время этого великого испытания многие изменят своим принципам и предадут свою веру.
По нашему убеждению, Бог озабочен тем, чтобы весь мир и в особенности, любящие Его и служащие Ему, были приготовлены к этому серьезному событию. Поэтому, Он обращается с вестью ко всем жителям земли.
Эта весть, во-первых, призывает людей принять спасение посредством Его благодати; во-вторых, разоблачает пред всем миром человека греха, указывая на его коварство с тем, чтобы когда придет испытание, каждый человек мог сделать сознательный выбор.
В согласии с таким толкованием пророчества, мы убеждены, что Бог уже сегодня проверяет нашу верность, чтобы все мы приготовились к грядущему испытанию пред лицом великого окончательного кризиса, когда в вопросе верности весь мир разделится на два лагеря; на верных Богу и тех, которые согласятся исполнять сатанинское постановление.
В каждом великом кризисе Бог имел верных и преданных людей, для которых верность пред Ним была для них дороже собственной жизни. Мы верим, что в этот грядущий час испытания Он будет иметь верный «остаток». И на заключительном этапе борьбы этот «остаток» будет включать в себя всех истинных и верных последователей Христа.
Мы также верим, что Бог возложил на нас серьезную ответственность нести всему миру последнюю весть о спасении, весть «вечного Евангелия» (Откр. 14, 6).
Наше понятие о той роли, какую АСД будут играть в приготовлении людей к этим событиям, передано в следующих словах Елены Уайт:
«Во время конца каждое нарушенное Божье установление должно быть восстановлено. Пролом, сделанный в законе, когда суббота была изменена человеком, — должен быть заделан. Остаток народа Божьего, стоящий пред миром как реформаторы, должен показать на деле, что основой каждой истинной и успешной реформы является закон Божий и что суббота четвертой заповеди должна стоять как памятник творений и постоянное свидетельство силы Божьей. Отчетливо и ясно они должны представить необходимость послушания всем заповедям Десятисловия. Побуждаемые любовью Христа, они будут сотрудничать с Ним и застраивать пустынные места.
Они будут восстановителями развалин, возобновителями путей для населения» (ПЦ. 678).
Из всего сказанного можно сделать следующие выводы: мы верим, что Бог во все века имел на земле Своих избранных детей, отличающихся искренним послушанием Его воле в пределах всего открытого им света.
Они и составляют то, что можно назвать невидимой церковью.
Мы также верим, что в каждый период истории мира Бог призывает определенную группу людей, чтобы они были хранителями и представителями Его истины. Об этом нам убедительно свидетельствует как история израильского народа, так и некоторые реформационные движения в истории христианской церкви, как уже упоминалось выше.
Мы верим, что в последний час земной истории Бог имеет особую весть для мира чтобы всех, внимающих этой вести сделать способными — противостоять заблуждениям последних дней и приготовить ко Второму пришествию Христа.
Мы верим, что Бог воздвиг движение — известное как церковь Адвентистов седьмого дня — с определенной целью — чтобы сделать их в самом высоком смысле хранителями и свидетелями Его вести.
Это общество детей Божьих можно назвать церковью, но по нашему глубокому убеждению, слово «движение» более точно передает истинный характер и цель нашего народа, который имеет отличительную весть для мира.
Мы считаем своей обязанностью убеждать людей приготовиться ко дню Божьему, призывая их принять небесную весть и таким образом присоединиться к нам в возвещении великой истины Божьей для этих последних дней.
Исходя из того, что Бог воздвиг это движение и вручил ему небесную весть, мы верим, что перед окончательным испытанием все истинные дети Божьи, ныне рассеянные по всему миру соединяться с нами в послушании адвентистской вести, у которой вопрос о седьмом дне субботе является существенной и неотъемлемой частью.
В заключение, со всей серьезностью и откровенностью желаем сказать: мы отвергаем всякую мысль о том, что только нас возлюбил Бог и только мы одни имеем право на небо. Мы верим, что все служащие Богу от всего сердца, согласно всей открытой им воли Божьей, как они ее теперь понимают, — являются кандидатами того последнего «остатка», о котором написано в Откровении 12, 17. Мы считаем, что адвентистское движение имеет торжественную и величественную задачу — так ясно и убедительно представить последние испытывающие истины Божьи, чтобы привлечь всех детей Божьих в предсказанное пророчеством общество и всем вместе приготовиться к грядущему дню Божьему.

Прокрутить вверх