Вопрос №4

4. Нередко можно слышать, что Адвентисты седьмого дня
отвергают божественную природу и предвечное бытие Христа,
вечного Слова. Основательны ли подобные утверждения? Верят ли
АСД в Троицу? Представьте, пожалуйста, библейское основание для
ваших взглядов.

I. МЫ ВЕРИМ В БОЖЕСТВЕННОСТЬ ХРИСТА И СВЯТУЮ ТРОИЦУ
Наша вера в божественность и вечное предсуществование Христа, вторую
личность Божества, отражена в наших «Основных пунктах вероучения
Адвентистов седьмого дня», которые ежегодно помещаются в нашем
официальном Ежегоднике и изложены в авторитетном Церковном порядке.
Больше того, все, кто присоединяется к Адвентистской церкви ставят свою
подпись под «Основными пунктами истины», напечатанными в «Свидетельстве
о крещении». Второй пункт гласит:
«Иисус Христос, вторая личность Божества и Вечный Сын Божий, является
единственным Спасителем от греха; и спасение человека совершается
посредством благодати чрез веру в Него».
Кандидаты перед крещением подписываются под этим заявлением, в
подтверждение своей веры. И в приложении «А» на странице 641-645 данной
книги напечатаны выдержки — заявления одного из самых авторитетных наших
писателей — Елены Уайт о Божественности и Предвечном бытии Христа, а также
о Его положении среди личностей Божества. Что касается положения Христа
среди трех лиц Божества, мы верим, что Он является второй личностью
небесной Троицы — включающей в себя Отца, Сына и Святого Духа. Эти три
личности нетолько едины между собой как Божество, но и едины в деле
спасения. В приложении «А» приводится краткая характеристика небесной
Троицы. Из нее мы узнаем, что:
1. Христос единый с Вечным Отцом — единый по природе, равный по силе и
авторитету, Бог в наивысшем смысле этого слова, вечный и имеющий жизнь в
Самом Себе — оригинальную и незаимствованную.
2. Христос существует от всей вечности. Он отличается от Отца как
личность и в то же время имеет одинаковую с Ним славу и все божественные
свойства.
Адвентисты Седьмого дня основывают свою веру в божественную Троицу
скорее на заявлениях Священного Писания, чем на историческом символе веры.
Статья 2 заявления об «Основных пунктах вероучения Адвентистов
седьмого дня», звучит следующим образом: «Божество или святая Троица
состоит из Вечного Отца, личного духовного существа, Всемогущего,
Вездесущего, Всеведущего, Безграничного в Своей мудрости и любви; Господа
Иисуса Христа, Сына Вечного Отца, чрез Которого все было сотворено и чрез
Которого будет завершено спасение искупленных; и Духа Святого — третьей
личности Божества, великой возрождающей силы в деле искупления. (Мат. 28,
19).
Другое представительное заявление, встречающееся в «Кратком изложении
доктринальных взглядов», помещенном в «Свидетельстве о крещении»:
1. «Небесный Отец есть истинный и Живой Бог, первая личность Божества.
Посредством Своего Сына Иисуса Христа Он сотворил все существующее (Мат.
28, 18. 19; 1Кор. 8, 5-6; Ефес. 3, 9; Иер. 10, 10-12; Иоан. 1, 1-3; Деян. 17, 22-29.
Кол. 1, 16-18).
2. Иисус Христос, вторая личность Божества, Вечный Сын Божий, есть
единственный Спаситель от греха. Человек получает спасение посредством
благодати через веру в Него (Мат. 28, 18-19; Иоан.3:16; Мих. 5, 2; Мат.1, 21; Мат.
2, 5-6; Деян. 4:12; 1Иоан. 5, 11-12; Ефес. 1. 9-15; Ефес. 2, 4-8. Рим. 3, 23-26).
3. Дух. Святой — это третья личность Божества. Он является представителем
Христа на земле. Дух Святой ведет грешников к покаянию и послушанию всем
Божьим повелениям (Мат. 28, 18-19; Иоан. 14, 26; 15, 26; 16, 7-15; Рим. 8, 1-10;
Ефес. 4, 30).
II. БИБЛЕЙСКОЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВЕРЫ В БОЖЕСТВЕННОСТЬ ХРИСТА
Вера в божественность Господа нашего Иисуса Христа основана по крайней
мере на одиннадцати особых пунктах доказательств, которые в совокупности
утверждают Его божественность. Эти доказательства следующие:
1. Признание самим Христом титула «Сын Божий». Во время пребывания
среди людей Христос признавал Себя за Сына Божьего (Мат. 27, 41-43; Иоан.
5:23; 9, 35-37; 10, 36; 17, 1). Он подтвердил свидетельство других, что Он был
Сыном Божьим (Мат. 3, 16-17; Иоан. 19, 7; 20, 30. 31; Деян. 9, 20; Рим. 1, 1-4;
2Кор. 1, 19; Евр. 4, 14; 2Петр. 1, 16-17).
Христос называл Себя Сыном Божьим совершенно открыто, без малейшей
оговорки. Этот титул наиболее ясным образом выражает Его особенную, тесную
связь с Отцом.
2. Применение к Иисусу Христу — множества имен и титулов, имеющих
отношение к Божеству:
В Ветхом Завете около 70 имен и титулов приписываются Иисусу Христу; а в
Новом Завете — более 170 раз. Как исключительно относящиеся к Богу, они
включают в себя следующие выражения: «Бог» (Иоан. 1, 1); «С нами Бог» (Мат. 1,
23); «Великий Бог» (Титу 2, 13); «Бог, благословенный во веки» (Рим. 9, 5); «Сын
Божий» (около 40 раз); «Единственный в своем роде Сын» (Анг. перев. — 5 раз);
«Первый и последний» (Откр. 1, 17); «Альфа и Омега» (Откр. 22, 13); «Начало и
Конец» (Откр. 22, 13); «Святой» (Деян. 3, 14); «Господь» (применяется постоянно);
«Господь всех» (Деян. 10, 36); «Господь славы» (1Кор. 2, 8); «Царь славы» (Пс. 23,
8-10); «Чудный» (Ис. 9, 6); «Отец вечности» (Ис. 9, 6); «Слово Божье» (Откр. 19, 13);
«Слово» (Иоан. 1, 1); «Эммануил» (Мат. 1, 23); «Посредник» (1Тим. 2, 5); «Царь
царей и Господь господствующих» (Откр. 19, 16).
3. Приписывание Христу свойств, принадлежащих только Богу. Этими свойствами,
встречающимися во многих библейских текстах, являются свойства, которые
можно охарактеризовать словами: Всемогущий (Мат. 28, 18), Всеведущий (Мат.
9, 4), Вездесущий (Мат. 18, 20), Неизменный (Евр. 13, 8).
4. Наделение Христа властью и исключительными правами,
принадлежащими только Богу. К ним относятся: создание вселенной (Иоан. 1, 1-
3); поддержание жизни во вселенной (Евр. 1, 3); право судить и власть прощать
грехи (Марк. 2, 5-12); право и власть судить всех людей (Деян. 17, 31); авторитет
и власть воскрешать наши тела (Фил. 3, 21); и давать бессмертие (1Кор. 15, 52-
53).
5. Отнесение ветхозаветного «Я Есмь» — ко Христу в Новом Завете. Говоря
иудеям слова: «Прежде нежели был Авраам, Я Есмь»,- Христос имел в виду Свою
божественность. Слышавшие эти слова, хорошо поняли Его, ибо взяли каменья,
«чтобы бросить в Него». (Это было иудейское наказание за высшее
богохульство). Он несомненно употребил слова, относящиеся в Ветхом Завете к
Богу: «Я Есмь Сущий (Иегова)» (Исх. 3, 14), давно признанные, как символ
Божества. Под этими словами Христос разумел Свое предвечное независимое
бытие.
6. Отождествление Иеговы Ветхого Завета со Христом Нового Завета. Имя
Иеговы, встречающееся во многих ветхозаветных текстах писатели Нового
Завета относят ко Христу.
Слово «Господь» (Яхве) в Пс. 101, 22 и последующие 25-28 стихи в послании
к Евр. 1, 10-12 применены к Иисусу. Подобное божественное имя (Яхве)
встречается также в Аввак. 2, 2-3, которое применено ко Христу в послании к
Евр. 10, 37.
Три других примера, где «Яхве» или «Элохим» применимы к нашему
Господу, можно видеть из следующих примеров. В Иер. 31, 1 встречается имя
«Яхве», которое относится к работе Христа, описанной в Евр. 8-10 глава. Ссылка
на «Яхве» в Аггея 2, 6 — также указывает на Мессию и отнесена к работе Иисуса в
послании к Евреям 12, 26. Божественное имя «Элохим» в Пс. 44. 7-8 — применимо
к Сыну Божьему в посл. к Евр. 1, 8-9.
7. Имя Сына в Новом Завете употреблено в полном равенстве с Отцом.
Равенство Христа с Богом Отцом представлено в Новом Завете многоразличным
образом:
1. Почтить Сына — значит почтить Отца. Иоан. 5, 23.
2. Видеть Христа — значит видеть Бога. Иоан. 14, 7-9.
3. Знать Христа — это значит знать Отца. Иоан. 14, 7.
4. Верить в Иисуса — это значит верить в Бога. Иоан. 12, 44.
5. Христос совершает то же, что и Отец. Иоан. 5, 19.
6. Христос воскрешает мертвых, как и Отец. Иоан. 5, 21.
7. Христос как и Отец имеет жизнь в Самом Себе. Иоан. 5, 26. Это выражено
в апостольском благословении (2Кор. 13, 14); в формуле крещения (Мат. 28, 19),
а также в других текстах, где их имена встречаются вместе.
8. Вся жизнь Иисуса Христа среди людей говорит о Его безгрешности. Об
этом ясно предсказано в Ветхом Завете (Пс. 44, 8; Ис. 53, 9; Иер. 23, 5; Захар. 9,
9). Подобную же характеристику Христос имеет и в Новом Завете. О Нем
сказано: «Святый Божий» (Марк. 1, 24); «Святое» (Лук. 1, 35); «Святой Сын Иисус»
(Деян. 4, 27); «Он ничего худого не сделал» (Лук. 23, 41); «Нет неправды в Нем»
(Иоан. 7, 18); «святой и праведный» (Деян. 3, 14); «не знавший греха» (2Кор. 5,
21); «непорочный» (1Петр. 1. 19); «не сделал никакого греха» (1Петр. 2, 22);
«отделенный от грешников» (Евр. 7, 26).
9. Поклонение и молитва к Иисусу, которые принадлежат только Богу. Во
многих случаях Иисус Христос принимал поклонение как Бог и Творец, чего со
страхом и трепетом избегали не только благочестивые мужи, но и ангелы (Откр.
19, 10; Деян. 10, 25-26). Исключительное право Божества было принято и
утверждено всей Новозаветной жизнью Иисуса, как отмечено многими
примерами (Мат. 14, 33; 28, 9. 17).
10. Сознание Христом Своей божественной личности и миссии. В 12-
тилетнем возрасте Он признал Бога как Своего Отца (Лук. 2, 41-52). В 30 лет, при
Своем крещении Он уразумел Свою божественную миссию (Мат. 3, 13-17). О том
же свидетельствуют: искушение в пустыне (Мат. 4, 1-11), призвание 12 и 70-ти, а
также слова Нагорной проповеди (Мат. 5-7 гл.
11. Исполнение многочисленных ветхозаветных пророчеств в Иисусе
Христе — неопровержимое и самое убедительное доказательство Его
божественного происхождения. Целый ряд независимых друг от друга,
специальных, конкретных пророчеств указывают на Него, как на Того, Кто
должен прийти от Бога (Ис. 7, 14; 9, 6).

Прокрутить вверх