Не так давно мне посчастливилось стоять перед Виттенбергским замком в Германии, где 500 лет назад Мартин Лютер начал могучую Реформацию, вывесив на дверях этой церкви свой важнейший документ. Той двери больше нет, но Реформация, которая началась 31 октября 1517 года, жива и по сей день, спустя пол тысячелетия.
Когда Лютер вывесил свои «Обсуждения силы и действенности индульгенций» («95 тезисов»), он намеревался начать академические дебаты, а не революцию. Документ начинается смиренно:
«Из любви к истине и желания объяснить ее, Преподобный отец Мартин Лютер, магистр гуманитарных наук и святого богословия, и простой лектор, здесь, в Виттенберге, намерен защищать следующие тезисы и обсудить их на этом месте. Поэтому он просит, чтобы те, кто не может присутствовать и принимать участие в обсуждении на месте, сделали это в письменном виде. Во имя нашего Господа Иисуса Христа, аминь»1.
Два основных убеждения
Выступая против преобладающих в то время учений, два основных убеждения Лютера, с которых он начал дебаты, были следующие:
1. Sola Scriptura: только Библия является единственным критерием веры и поступков.
2. Люди спасаются верой, а не делами.
Мартин Лютер был настолько убежден в важности Писания — и необходимости его доступности каждому — что менее чем за 11 недель, пока его прятали в Вартбургском замке, он перевел Новый Завет на простой немецкий язык. Используемые им языковые формулировки, вымостили путь общепринятой версии современной Библии на немецком языке.
Мощь и сила Реформации вернули людей к простой, и в то же время глубокой библейской истине. Используя ясный смысл Писания, Мартин Лютер смог четко и красноречиво преподать эти истины. Лютер принял принцип Sola Scriptura, придя к заключению, что само Писание свидетельствует о своей подлинности, понятно мыслящим читателям, само себя истолковывает и вполне достаточно, чтобы быть конечной инстанцией христианской доктрины2.
В книге «Великая борьба» Эллен Уайт пишет, что учение Лютера «наносило сокрушительный удар по самому основанию папской власти, в нем заключался жизненно важный принцип реформации»3.
Sola Scriptura или Prima Scriptura?
Позже в некоторые протестантские церкви вошла другая доктрина, известная как Prima Scriptura. Эта доктрина учит, что «хотя Писание не является единственным принципом веры в церкви, оно является главным авторитетом. Это относится к превосходству Писания или к тому, что Писание обладает превосходством над традициями и церковными решениями, хотя последние также имеют авторитет наряду с Писанием»4.
Каким бы хорошим ни казался принцип Prima Scriptura, он противоречит принципам Реформации, потому что он не всегда считает Божье Слово конечной инстанцией, стоящей выше традиций и учений церкви.
Комментируя приверженность Лютера только Библии, Эллен Уайт писала: «Лютер видел, чем грозит превозношение человеческих теорий над Словом Божьим. Он отважно нападал на безбожную философию схоластов, критикуя то богословие, которое так долго господствовало над умами людей. Отвергая эти умствования, Лютер указывал, что они не только бесполезны, но и вредны. При этом он старался направить своих слушателей от лжемудрствования философов и богословов к вечным истинам, изложенным пророками и апостолами»5.
Те, кто воспринимает Библию, как человеческую книгу и используют для ее изучения критические методы, иногда неправильно считают тех, кто принимает принцип Sola Scriptura и библейские методы изучения Библии, наивными, плохо информированными и ограниченными. Как поясняет официальный документ «Методы изучения Библии», принятый Исполнительным Комитетом Генеральной Конференции Церкви Адвентистов Седьмого Дня:
«Как для тех, кто не принимает Божественность Христа невозможно понять цель Его воплощения, так же и для тех, кто считает Библию просто человеческой книгой, невозможно понять ее весть, какими бы тщательными и скрупулезными не были их методы.
Даже христианские ученые, которые принимают божественно-человеческую природу Писания, но, чьи методологические подходы заставляют их концентрироваться, в основном, на его человеческих аспектах, рискуют лишить библейскую весть ее силы, отбрасывая ее на задний план и фокусируясь на способе. Они забывают, что способ и весть неотделимы, и, что способ без вести подобен пустой скорлупе, которая не может обращаться к жизненно важным духовным нуждам человечества.
Преданные христиане «будут использовать только те методы, которые совершенно справедливы для двойственной, неразделимой природы Писания, усиливают [их] способность понимать и применять его весть и укрепляют веру»6.
Наша совесть и Писание
Когда Лютер предстал перед сеймом в Вормсе, он наполнял свою совесть Писанием и основывал свои действия на Писании, а не на традициях, культуре или на личном мнении.
«Если я не буду убежден свидетельствами Писания и ясными доводами разума, — заявил Лютер, — если я не буду убежден с помощью отрывков, которые я процитировал, и, если они, таким образом, не подчинят мою совесть Божьему Слову, то я не могу и не отрекусь, ибо христианину небезопасно поступать против совести»7.
Когда Лютера заставляли уступить требованиям церкви и государства, независимо от того, что говорит Библия, он ясно дал понять, что его совестью управляет Писание.
«„Я согласен, — ответил Лютер, — от всего сердца, чтобы каждый, от императора до самого скромного христианина, читал и критиковал мои труды, но только при условии: делать это во свете Слова Божьего. Людям не остается ничего другого, как только повиноваться Священному Писанию. Я сам всецело предан ему, и бесполезно принуждать мою совесть”»8.
Мартин Лютер позволил Писанию наполнить его совесть и поступки. Мы тоже должны это сделать. Суть Реформации — личные отношения с Богом через Его Слово и живую веру.
Реформация продолжается
Реформация не началась и не закончилась Мартином Лютером. «Она должна продолжаться до окончания истории мира»9, — писала Эллен Уайт.
На протяжении всей истории Бог сохранил Свою истину посредством Писания и просвещения Святым Духом, и показывает новые истины через Свое Слово. Для нас жизненно необходимо, чтобы, рассматривая «новую истину», мы проверяли ее с помощью библейского теста, данного в Ис. 8:20: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света».
Писание занимало главное место во время Реформации и в нашей жизни сегодня оно также должно занимать главное место. Мы должны провозглашать принципы Sola Scriptura («только Писание»), Sola fide («только верой»), Sola gratia («только благодатью»), Solus Christus («только Христос») и Soli Deo gloria («только Богу слава»).
Закончилась ли Реформация? Нет! Будем продолжать ее, так как в самом конце времени наше свидетельство должно по-прежнему основываться только на Божьем Слове. Будем же оставаться верными Богу и Его Слову, чтобы, когда наступят испытания, мы, подобно Лютеру, могли устоять, благодаря тому, что наша совесть «верна» Святому Писанию.
1 «95 тезисов», на www.luther.de/en/95thesen.html.
2 См. «What the Bible and Lutherans Teach», на wels.net/about-wels/what-we-believe/.
3 Эллен Уайт, Великая борьба, с. 126.
4 См. «Prima Scriptura, Sola Scriptura and Sola Ecclesia», на www.orthodoxevangelical.com/2014/02/26/prima-scriptura-sola-scriptura-and-sola-ecclesia/.
5 Э. Уайт, с. 126.
6 «Методы изучения Библии», одобрено и принято Исполнительным Комитетом Генеральной Конференции Церкви Адвентистов Седьмого Дня на Годичном совещании в Рио-де-Жанейро, Бразилия, 12 октября 1986 года. Полностью документ см. на: www.adventist.org/en/information/official-statements/documents/article/go/-/methods-of-bible-study/
7 J. H. Merle d’Aubigné, History of the Reformation of the the Sixteenth Century, b. 7, ch. 8, cited in E. G. White, p. 160.
8 In d’Aubigné, b. 7, ch. 10, cited in E. G. White, p. 166. (Italics supplied.)
9 Э. Уайт, с. 148.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.