Posted by admin

Связь 70-ти седьмин из 9-й главы Даниила с 2300 днями из 8-й главы Даниилаэ

25. Адвентисты седьмого дня пытаются связать 9-ю главу Даниила с восьмой главой. На каком основании вы утверждаете, что:
1. 2300 дней (вечеров и утр) из пророчества Даниила начинаются в то же самое время, что и 70 седьмин из 9-й главы Даниила?
2. Что, 70-я седьмина уже полностью исполнилась?
3. Если вы так верите, как тогда вы объясняете 27 стих из 9-й главы Даниила?

Поскольку эти вопросы касаются главным образом 9-й главы Даниила, то мы постараемся вкратце познакомиться с этой главой, с тем, чтобы составить себе общую картину и найти верное основание для ответов. Пророчество о 70-ти седьминах является одним из самых чудесных и жизненно важных пророчеств во всей Библии. Оно открывает Божий план спасения человека, предсказывает время Первого пришествия Христа как Мессии, а также время Его смерти, когда Он как Посредник принес Себя в умилостивительную и заместительную жертву за грехи всего мира.
Пророчество о 70-ти седьминах касается иудеев, святой земли, святого города и святилища, — того места, которое считалось духовным центром нации , где была сосредоточена истина, где происходили религиозные собрания и где наконец произошло отвержение Агнца Божьего, Его древним избранным народом. Обратим внимание на историческую обстановку: царь Дарий Мидянин находился на престоле, а в это время Даниил молился Богу, прося Его смягчить участь, которая постигла Его отступивший народ, а также разрушенный город Иерусалим и святилище (стихи 3-19).
1. 9-я ГЛАВА ДАНИИЛА ЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧОМ К 8 ГЛАВЕ
Пророческие символы в Дан. 8, 2-14, а именно «овен», изображающий Мидо-Персию, «козел», изображающий Грецию и четвертый зверь после Греции, «зверь страшный и ужасный», изображающий Рим, — все они разъяснены ангелом Гавриилом, небесным вестником в стихах 15-26. Объяснено все за исключением исчисления 2300 дней и объяснения событий, знаменующих собой начало и конец этого пророческого периода.
Поскольку во время объяснения 8-й главы Даниила поразила внезапная болезнь, — Гавриил не смог объяснить вопросы, касающиеся периода 2300 дней, о чем записано в стихах 13. 14 и 26. Страшное будущее, связанное с гонениями народа Божьего, так подействовало на престарелого пророка, что он изнемог и заболел (ст. 27).
Вот почему объяснение ангела было прервано.
Эта неразъясненная часть пророчества относится к «святым и к воинству», которые будут попираемы в течение 2300 дней или вечеров и утр (конец этого периода отмечен особыми событиями, — см. стихи 13, 14. 26). В течение указанного пророческого времени возникнет преследующая власть, которая восстанет против Владыки Владык и с великим успехом будет действовать против народа Божьего, но в конце концов будет сокрушена — не рукою.
Это видение сильно расстроило пророка и, по-видимому, как уже было сказано, явилось причиной его болезни.
В конце 8 главы некоторые вопросы остаются невыясненными. Позднее, размышляя об этом видении и его отношении к положению его народа, Даниил искренно молил Бога об окончании плена, в котором находились израильтяне и об их возвращении в Палестину. Его молитва была услышана и неожиданно быстро к нему явился Гавриил, чтобы успокоить его и подробнее разъяснить план Божий.
До этого Гавриил объяснил Даниилу все, кроме пророческого периода 2300 дней. Теперь же он явился для того, чтобы закончить объяснение последней части видения в его буквальном значении (См. Дан. 9, 21-22). Ангел говорит Даниилу: «Уразумей видение». Это выражение является ключом к объяснению пророчества, так как слово «видение» повторяется в 8 главе 10 раз.
В связи с этим следует обратить внимание на то, что в еврейском подлиннике 8 и 9 глав пророка Даниила употребляются два еврейских слова «хазон» и «марех», несколько отличные друга от друга по своему значению.
В нашем же переводе стоит одно слово «видение», которое возможно не совсем точно передает смысл подлинника.
2. ОДИН ТЕРМИН МОЖЕТ ОЗНАЧАТЬ НЕСКОЛЬКО ПОНЯТИЙ
Слово «видение» на еврейском языке передано разными словами.
Если употребляется слово «хазон», то речь идет о видении в целом. Напротив, когда употребляется слово «марех», то речь идет о конкретных событиях, увиденных и услышанных в «хазон», т. е. в видении.
ПРИМЕЧАНИЕ: Небольшое различие в еврейских словах было отмечено при переводе Библии Антонием Пурвеем в 1764 году.
«Хазон» он перевел — «видение», а «марех» — явление — в смысле части видения.
Так во время всего видения (хазон) Даниилу было показано видение о 2300 днях. Это конкретное видение (марех) в 8 главе названо «видением о вечере и утре» (ст. 26).
Когда ангел Гавриил, которого Даниил видел прежде в видении (хазон)(Дан. 9, 21) вернулся к нему, чтобы разъяснить последнюю часть видения, — то он обратил его внимание именно на эту конкретную часть видения, говоря: «Уразумей видение (марех)», ст. 23.
Из Даниила 8, 26-27 видно, что Даниил не понимал именно части видения (марех) о вечере и утре, так как остальная часть видения в целом ему была разъяснена.
С этим в частности согласен известный критик С. Р. Драйвер, который пишет, что «прежнее видение» (Дан. 9, 21) относится к видению в Дан. 8, 16 («Книга пророка Даниила», 1936 г. 133 стр.). Взаимную связь 8 и 9 глав пророка Даниила — нельзя не заметить.
Они между собой тождественны. Следовательно, то, что рассказывается в 9 главе, является не новым видением, а только буквальным разъяснением символов, содержащихся в видении из 8 главы.
ПРИМЕЧАНИЕ: Множество толкователей Библии признают, что 9 глава Даниила является продолжением 8 и когда комментируется текст Дан. 9, 21: «Которого я прежде видел в видении», — имеется в виду Дан. 8, 17. 27. Среди таких исследователей можно назвать Чарльза Вордстворса, Т. Робинзона, Матфея Генри, Вильяма Келиса, Томаса Скотта, Ф. К. Кука..
Мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что в 9 главе Гавриил не приводит никакого нового пророчества. Он лишь развивает и завершает свое прежнее объяснение, продолжая его точно с того места 8 главы, где оно было прервано болезнью Даниила. Его заключительные слова были о том, что «видение» (марех) о 2300 вечерах и утрах «истинно» и что этот пророческий период относится к отдаленным временам.
В виду выше рассмотренных фактов, которые кажутся нам бесспорными, Адвентисты седьмого дня, наряду со многими теологами прошлого твердо верят, что 9 глава Даниила является ключом, открывающим пророческий смысл 2300 дней в Дан. 8, 14. В наших глазах обе главы нераздельны, и это нужно учитывать при объяснении пророческого времени в Дан. 8, 14, 26.
9 глава Даниила очевидно предназначена для того, чтобы пролить дополнительный свет на время помазания Иисуса как Мессии (греческое слово «Христос», т. е. «Помазанный», равнозначно еврейскому «Машиах»). Так Кейл наряду со многими другими богословами отождествляет древнееврейское выражение «Машиах нагид» со Христом Владыкой.
ПРИМЕЧАНИЕ: Многие теологи на протяжении всех столетий признавали, что «Христос Владыка» в Дан. 9, 25) — относится к нашему Господу Иисусу Христу. К примеру: среди отцов церкви — Климент Александрийский (Стромата 1, 21); Тертуллиан (Ответ иудеям 8 стр.); Ориген (Де Принципиас)) и т. д. Среди признанных толкователей: Кальвин, Матфей Генри, Кларк, Скотт и Т. Робинзон. Среди исследователей Библии и переводчиков: Ньютон, Виселер, Делич, Фон Орелли, Фентон, Йонг, Нокс и т. д. Упоминание здесь о Христе относится не к Его рождению и воплощению, а ко времени Его помазания при крещении, так как именно тогда Он был помазан Духом Святым (Деян. 10, 36-38), и именно тогда выступил как Мессия, т. е. Христос. Так Андрей говорит брату своему Петру: «Мы нашли Мессию, что значит «Христос», т. е. Помазанный (Иоан. 1, 41).

3. «ОПРЕДЕЛЕНЫ» ОЗНАЧАЕТ: «ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ, ПРЕДПИСАНЫ ИЛИ ОТРЕЗАНЫ»
Говоря о пророческом времени, показанном в видении, Гавриил провозглашает: «Семьдесят седьмин определены для народа твоего» (т. е. иудеев) и святого города твоего» (т. е. Иерусалима, ст. 24). Древнееврейское слово «чатак», переведенное словом «определены» — нигде в другом месте Библии не встречается; следовательно, невозможно привести другие употребления этого слова в Библии, чтобы более ясно определить его значение.
В Библии, изданной Гезениусом в 1832 году, слово «чатак» переведено как «определять», «назначать», а на халдейском языке — «отрезать», «решить». В издании 1846 года встречаются выражения: «отрезать», разделить», а также «постановить», «определить». Ротердам в своей выразительной Библии подчеркивает слово «разделить» и указывает, что период 70 седьмин был разделен на семь седьмин, 62 седьмины и одну седьмину.
Такое же употребление этого слова передано в труде: «Еврейский и английский лексикон Ветхого Завета» издания Брауна, Драйвера и Бриггса. стр. 367. Сравни труд Колера и Баумгартнера «Лексикон ин Ветерис Тестаменту Либрос» — Т. 1. 343 стр.- «отрезать», «решить».
Три вышеупомянутые значения слова «чатак», — «отрезать», «решить» и «определить», — встречаются в древних переводах Ветхого Завета на греческий язык.
В переводе 70-ти (Септуагинта), который появился в Александрии примерно во втором веке до Р. Хр. слово «чатак» в Дан. 9, 24 передано словом «экритезан», что значит «присуждены», «определены». В греческом же переводе, сделанном Феодосием во втором веке по Р. Хр. слово «чатак» передано выражением «сунетмефесан», что значит «отрезать», «отсечь» (смотри также Лидделл и Скотт. Греческо-английский лексикон, т. 2. 1726 стр).
В латинской Вульгате стоит глагол «сократить», «отсечь». В других переводах встречаются слова «назначены», «определены», «разделены».
В «Гомилетическом комментарии проповедника», а также в «Исчерпывающем алфавитном указателе слов и изречений» Стронга- подчеркивается халдейское значение: «отрезать» или «рассечь на части».
Различные оттенки этого древнееврейского слова имеют существенное значение.
Иудейскому народу был назначен или определен период 70 седьмин, в течение которого должны совершиться особые события. А в плане Божьем этот период был выделен заранее, т. е. предопределен или предрешен. Но слово «чатак» означает также «отрезать», что характерно для 70-ти седьмин, которые были именно «отрезаны или отделены», как отмечено во многих авторитетных трудах. Выражение «отрезать» — весьма важное выражение, ибо отрезается целый период — 70 седьмин. Это, конечно, относится к времени — именно его нужно «отрезать». Подобно тому, как небольшой кусочек от какого-либо вещества отрезается от большой массы этого вещества, так точно 70 седьмин отрезаны от большого периода времени.
Так понимают это библейское место многие толкователи.
Один из них Барнес, разъясняя 24 стих, пишет: «Вероятно имеется в виду, что этот период — 70 седьмин был отрезан от всего периода; или если можно проще выразиться — вырезан, выкроен и отделен для определенной цели». Этой же мысли придерживается и «Кафедральный комментарий», отмечая, что 70 седьмин были отрезаны от общего периода и стало быть «определены».
Хорошо вникнув в значение слова «отрезаны», мы можем теперь спросить: как отрезаны 70 седьмин от времени в общем или конкретном смысле? не следует забывать, что в символическом видении в Даниила 8 глава сказано о пророческом периоде 2300 дней, который остался необъясненным.
Если 9 глава Даниила разъясняет эту необъясненную часть видения, то речь неизбежно пойдет о времени. Единственно пророческим временем, упоминаемым в видении Даниила 9 главы, — являются 70 седьмин.
Теперь не трудно прийти к логическому выводу о том, что эти 70 седьмин или 490 лет, о которых говорит ангел Гавриил, фактически являются первой составной частью пророческого периода 2300 дней. Этот период в 490 лет был определен иудеям на время действия земного святилища. Остаток же периода 2300 лет достигает эры христианской церкви, когда уже находится в действии святилище на небесах.
Два выше приведенных места Писания свидетельствуют о том, что 70 седьмин отрезаны от пророческого времени, которым является период, упоминаемый в видении — в 8 главе Даниила, а именно период 2300 лет.
Вильям Гейл (Новый анализ относительно хронологии. 1833 г. т. 2, стр. 517) пришел к такому заключению еще сто лет назад. Он пишет: «Это пророчество, связанное с исчислением времени. очевидно было дано для разъяснения видения из предыдущей главы, особенно где речь идет об исчислении 2300 дней».
К такому понятию, независимо друг от друга, пришли, начиная с 1768 года, т. е. со дней Йогана Петри, немецкого богослова, многие религиозные исследователи из разных стран мира.
4. СЕМЬДЕСЯТ СЕДЬМИН В КОНТЕКСТЕ И УПОТРЕБЛЕНИИ
Слово, переведенное в Дан 9, 24 термином «седьмина», на древнееврейском языке звучит «шабуа» (множественное число «шабуим»). Слово «шабуа» означает целое число «семь» и как таковое может обозначать период, состоящий из семи дней или семи лет, в зависимости от контекста или употребления.
В литературе после библейской эры мы можем встретить выражение «семь лет» там, где речь идет именно о «седьмине».
ПРИМЕЧАНИЕ: Что касается выражения «седьмина лет» — отметим следующие высказывания из иудейских трудов:
1. «И утвердит завет для многих одна седьмина (Дан. 9, 27). Мидраш Раббах говорит: «Седьмина представляет период семь лет» («Плач», издание Сойкина, 65).
2. «Семьдесят седьмин определены» (ст. 24).
В Талмуде читаем: «Это пророчество было высказано о начале семидесятилетнего пленения в Вавилоне.
От восстановления до второго разрушения — простирается 420 лет и с общего числа 490 лет, т. е. из семидесяти недельных лет» (Назир, 32 б, издание Сойкина. стр. 118, примечание 6).
3. «И утвердит завет для многих одна седьмина» (27 ст.).
Талмуд говорит: «Одна седьмина в книге Даниила означает «неделю» или «семь лет» (Йома 54 а, издание Сойкина, 254 стр. прим. 6).
4. «Относительно семидесяти седьмин, т. е. семь раз по 70 лет Д. Д. Слотский говорит: «Сокровеннная фразиология может быть подсказана семилетним циклом в Лев. 25 глава. Выражение «седьмина лет» встречается в Мишны (Синедрион ст. 1) Даниил, Ездра и Неемия, стр. 77).
5. Исаак Леезер пишет: «Древние еврейские писатели придерживались взгляда, что второй храм существовал 420 лет, которые вместе с вавилонским пленением составляли 490 лет (24 книги Священного Писания) 1853 г. Дан. 9, 24.25. стр. 1243. Примечание 47).
Леезер также ссылается на Раши и других толкователей как признающих взгляд «седьмина равна семь лет». (Прим. 48). Относительно «62 седьмины» (ст. 25) Слотский говорит: «Иерусалим будет вполне восстановленным городом в течение периода 434 лет» (стр. 78).
В переводе 70-ти «шабуа» звучит то как «семь дней», то как «семь лет», в зависимости от контекста.
Древнееврейское слово «шабуа» в этом значении уже можно встретить в классической литературе VI века до Р. Хр. Вместе со многими исследователями мы приходим к выводу, что в Дан. 9, 24-27 пророк использовал слово «шабуа» для обозначения периода семи буквальных лет. Основанием для такого вывода нам служат следующие доводы: а) Слово «шабуа» встречается в Дан. 9, 24-27 шесть раз.
В каждом случае это имя существительное стоит без пояснительного слова.
Его можно встретить также в Дан. 10, 2. 3. Но здесь оно обозначает период, состоящий из семи дней.
Это видно из того, что речь идет о посте Даниила, который продолжался три буквальных недели. Следует заметить, что употребленное здесь слово «шабуа» имеет при себе пояснительное слово «ямин», т. е. «дней». Даниил, будучи движим Духом Святым, находил, что «шабуа» нуждается в конкретизации лишь в том случае, когда говорится о семидневной седьмине, т. е. о семи днях. Следовательно, во всех остальных случаях, как например в Дан. 9. 24-27 речь идет о семидесятилетии, т. е. о седьмине, состоящей из семи обычных лет.
В этом отношении между Септуагинтой (переводом 70-ти) и древнееврейским подлинником расхождения нет.
б) Как уже было отмечено, характерная черта символического пророчества — стремление представить исторические периоды не в буквальном, а в символическом виде. Далее, было показано, что Даниила 9, 24-27 гл. является разъяснением в буквальном выражении символического видения, записанного в Дан. 8, 19-26. Логично предположить, что и истолкование времени здесь дается в том же дословном или буквальном выражении.
Так что «шабуа» в данном случае означает «семь лет». Иудейские, католические и протестантские исследователи единодушно признают, что «шабуа» в Дан. 9, 24 обозначает не что иное, как «семь обычных лет», а 70 «шабуим» — следовательно, 490 лет.
5. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЕДИНОГО ПРОРОЧЕСКОГО ПЕРИОДА
Прежде всего здесь речь идет о длине целого пророческого периода, а затем следуют подробности его исполнения. Все 70 седьмин были разделены на три части, а именно: на семь седьмин, на 62 седьмины и одну седьмину.
Мы верим, что это сделано для того, чтобы выделить важные события как три отдельные момента единого непрерывного пророческого периода (более подробно об этом вопросе сказано в номере 26).
Обратим внимание на следующие обстоятельства. Иерусалим был взят неприятелем, а его храм — святыня, находился в развалинах. Затем последовало издание целого ряда постановлений, предписывающих восстановление Иерусалима. Согласно Ездры 6, 14 царский указ о восстановлении Иерусалима включал в себя три последовательных и связанных между собой постановления царей: Кира, Дария и Артаксеркса.
ПРИМЕЧАНИЕ: Было три декрета — Кира, Дария и Артаксеркса — чтобы выполнить волю Божью (Езд. 6, 14). Но лишь в 457 году до Р. Хр.
«воля» Божья была выполнена вполне.
Следовательно, мы верим, что 457 год до Р. Хр. — соответствует седьмому году правления Артаксеркса, — начальной дате пророческого периода, о котором говорится в Дан. 9, 24.
Указ Кира, предписывающий только восстановление храма, был издан в 537 году до Р. Хр.
Затем в 519 г. вышел указ Дария, подтверждающий указ Кира и предписывающий продолжать начатые работы по восстановлению храма.
И, наконец, вышел третий указ.
Это был указ царя Артаксеркса Лонгимана, изданный в 457 г. до Р. Хр. согласно которому пророк Ездра, наделенный особыми полномочиями, отправился в Иудею.
Строительство храма было окончено в 515 г. до Р. Хр. в шестой год царствования Дария. (Ездр. 6, 15). Но только в 457 г. до Р. Хр. было дано разрешение для окончательного восстановления города. Дело шло к созданию автономного иудейского государства с перспективой издания собственных законов, но под эгидой т. е. под главенством Персидского царства (Ездр. 7, 11-26).
Поэтому, чтобы исполнилось «намерение Божье», необходимы были все три указа и особенно последний указ царя Артаксеркса.
ПРИМЕЧАНИЕ: «Поскольку 457 год соответствует седьмому году Артаксеркса, — из-за этого он может служить отправной датой пророчества». (Смотри Зигфрид Х. Хорн и Линн Х. Вуд — «Хронология Ездры, 7 глава, 1953 г.) Подробное обоснование этой даты дано под вопросом № 27.
За первые семь седьмин или 49 лет были отстроены улицы и стены Иерусалима.
Следующие 62 седьмины или 434 года приводят нас к явлению Мессии.
Этот период от пророка Малахии, последнего из ветхозаветных пророков до Иоанна Крестителя, — был относительно спокойным.
Он отличался тем, что в это время не было особых пророческих изречений Бога к Его народу.
Первые семь седьмин или седьмилетий вместе с 62 седьминами нужно считать как один непрерывный период, состоящий из 69 седьмин (Дан. 9, 25). Эти 69 седьмин или 483 года приводят нас к последней седьмине, в середине которой был «предан смерти Мессия».
483 года (69 седьмин) достигают времени, когда Иисус при Своем крещении был помазан Духом Святым как Мессия (Лук. 3, 21-22). Мы верим, что Он начал Свое служение в 27 году нашей эры, 30 лет от роду, после Своего помазания (Марк. 1, 14; Лук. 4, 18; Деян. 10, 38; Евр. 9, 12). 70 седьмин должны были окончиться искупительной смертью Христа, а вместе с ней должны исполниться шесть условий, изреченных в 24 стихе.
70 СЕДЬМИН ИЗ КНИГИ ДАНИИЛА 9 ГЛАВА
1. Троекратный указ: «И построили и окончили по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских». Ездр. 6, 14.
2. Иерусалим был отстроен в течение первых семи седьмин или 49 лет с 457 по 408 г. до Р. Хр.
3. Шесть исполнившихся предсказаний в период 62 седьмин:
— Покрыто преступление.
— Запечатаны грехи.
— Заглажены беззакония.
— Приведена правда вечная.
— Запечатано видение и пророк.
— Помазано Святое — святых.
4. После 69 седьмин в течение последней семидесятой седьмины совершились величайшие события: Мессия был предан смерти, совершился план спасения и все жертвы, указывавшие на Христа, — прекратили свое существование. Эти условия следующие:
— Иудеи должны были наполнить чашу преступлений своим отвержением Иисуса как Мессии.
— Мессия должен был положить конец жертвам за грех.
— Он должен был загладить беззаконие.
— Он должен был привести правду вечную.
— Видение должно было быть запечатано или утверждено.
— Святое святых — должно быть помазано.
По истечении 69 седьмин или седьмилетий в конце последней, т. е. 70 седьмины, должен быть «предан смерти Мессия», что является кульминационной точкой пророчества о седьминах. Мы верим, что после вознесения нашего Господа на небо и после сошествия Духа Святого на землю, как знамение того, что с этого момента Христос сделался нашим небесным Первосвященником, в пророчестве Дан. 9, 24 не осталось ни одной подробности, которая бы не исполнилась.
По признанию многих представителей христианского богословия Иисус вступил в Свое мессианское общественное поприще в самом начале последней или семидесятой седьмины, говоря: «Исполнилось время» (Марк. 1, 15). А в течение этой последней седьмины Он Своей жизнью и учением подтвердил и Своей смертью окончательно скрепил вечный завет благодати, который Бог заключил со всем человечеством. Так как Он умер, воскрес и вознесся на небо в середине семидесятой седьмины, то из этого следует, что во вторую половину этой седьмины — Его на земле уже не было. Но Его благая весть о спасении еще некоторое время (вероятно три с половиною года) проповедовалась Его учениками иудеям в Иерусалиме. Таким образом, в течение трех с половиной лет израильтяне пользовались благодатным временем, которое продолжалось до конца 70 седьмин.

6. МЕССИЯ «ПРЕДАН СМЕРТИ»
Исход событий в конце 70-ти седьмин отмечен исключительной точностью. 70 седьмина отличается от других тем, что в течение этой седьмины был утвержден завет, а в середине седьмины — был предан смерти Мессия. Пророчество указывает даже город, где должно было произойти это важное событие. Христос Владыка (Дан. 9, 25; Деян. 10, 38). Мы согласны с Кейлом (К. Ф. Кейл и Ф. Делич. Комментарий на Ветхий Завет. Книга пр. Даниила, стр. 354, 355, 360), что есть только Один, Который одновременно является Первосвященником и Царем по чину Мелхиседека. Евр.5, 6-10; Евр. 6, 19-20), — должен был придти не как славный Победитель и Освободитель, а как уничиженный раб, который будет «предан смерти» (карат. Еврейское слово «карат» встречается в Ветхом завете более 180 раз.
В большинстве случаев оно переведено словом «истребятся». Пс. 36, 9; 36. 28; а также в смысле «погибнуть», «Дабы земля не погибла от голода» Быт. 41, 36). Он должен был умереть искупительной смертью за человеческий род (Ис. 53, 8. Дан. 9, 26). Рядом с выражением «будет предан смерти» стоят слова: «и не будет». Согласно мнению многих еврейских исследователей их нужно понимать в следующем значением: «У Него не будет никого, кто бы помог Ему» и т. д.
Значение этого выражения хорошо согласуется со словами: «Пришел к Своим и Свои не приняли Его» (Иоан. 1, 11). Его смерть должна была совершиться по постановлению суда и под насилием толпы, в середине седьмины (ст. 27). Мессия был предан смерти людьми ради людей. Именно таким образом и должно было исполниться это пророчество.
Выражение «в половине седьмины» по нашему мнению, есть точное обозначение времени, когда должно было произойти самое выдающееся событие. Этим событием является смерть Иисуса Христа — Мессии, которая произошла в 31 г. по Р. Хр. точно три с половиной года после Его помазания и вступления на мессианское поприще. Даже если за дату распятия принять 30 г. по Р. Хр.- это событие все же будет среди этой последней седьмины. Перевод Иеронима в Вульгате звучит: «В середине седьмины». Точно такой же перевод в английской Библии времен короля Якова, в переводе Рея, Бусроида, Сейвиера, Спурелла, Янга, Ротерхема, Нокса. Лютера — на немецком языке и Мартина и Остерволда — на французском языке.
Даже перевод в английской выверенной Библии, который переводит в данном месте еврейское слово «чази» — «в половине», в других местах это же слово переводит — «среди» (Ис. Нав. 10, 13).
После смерти Христа, как Агнца Божьего, все прообразные жертвы исполнили свое назначение — прообраз встретился с действительностью. Сверхестественное явление, происшедшее в храме при распятии Христа, когда завеса разодралась надвое (Мат. 27, 50-51), — указывало на то, что отныне прообразное служение в Иерусалимском храме окончилось и жертвы животных больше неугодны Богу.
Путь к Богу был открыт через Иисуса Христа (Евр. 10, 19. 20). Теперь человек мог прямо обращаться к Богу, без посредничества священника, так как Христос проложил для него «путь новый и живой» (Иоан. 14, 6). Таким образом точно исполнились слова пророчества, где сказано: «Прекратится жертва и приношение» (Дан. 9, 27).
Об окончании семидесятой седьмины в ст. 24 ничего не сказано, но известно, что она должна наступить после исполнения шести пророческих условий.
По мнению многих исследователей, отвержение иудеев как избранного народа Божьего произошло после убиения ими Стефана, первого из мучеников христианства (Деян. 7, 57-60). А всеобщее гонение на церковь обрушилось по истечении семидесяти седьмин (Деян. 8, 1). Согласно пророчеству, завет будет утвержден в течение одной седьмины (Дан. 9, 27). В течение же второй половины этой пророческой семидесятой седьмины апостолы проповедывали в Иерусалиме о смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа.
В конце этой седьмины Стефан, под действием Духа Божьего высказал ясное свидетельство о Христе, за что был побит камнями. С этого момента весть о Мессии была отвергнута иудеями окончательно (Деян. 7 гл.).
7. ИСПОЛНЕНИЕ ШЕСТИ ПРЕДСКАЗАННЫХ СОБЫТИЙ
Мы уже упоминали о шести событиях, которые должны были произойти среди пророческой семидесятой седьмины. Все эти события имеют своей кульминационной точкой смерть нашего Господа (Дан. 9, 25) и связаны с Его первым, а не вторым пришествием. Жертвенная смерть Мессии является фундаментальным и наиболее выдающимся событием этого пророчества. И эти последующие шесть предсказанных действий, вытекают из этого совершившегося факта. Заметим их:
1) Покрыть преступление (ст. 24). Речь идет о наполнении меры беззакония. Говоря о том, что чаша беззакония иудеев наполнена, Господь сказал: «Дополняйте же меру отцов ваших» (Матф. 23, 32; сравни Быт. 15, 16). Самым большим их грехом было отвержение и распятие Мессии. Это был роковой момент, который навсегда определил их участь как народа. По этому поводу Иисус сказал: «се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф. 23, 38). Так исполнилось пророчество небесного Учителя: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас царствие Божье и дано будет народу, приносящему плоды его» (Матф. 21, 43).
2) Запечатать грехи или положить конец жертвам за грех (Сравн. Лев. 4, 3. 21. 24. 32).
Когда на Голгофском кресте была принесена истинная жертва, сам Агнец Божий, взявший на Себя грех мира (Иоан. 1, 29), был заклан за грехи мира; тогда же наступил конец церемониальным жертвоприношениям (за грехи людей). В Дан. 9, 27 сказано: «Прекратится жертва и приношение». Когда Иисус умер, завеса в храме разодралась.
На Голгофе церемониальные жертвы за грех утратили свое значение и вскоре прекратили свое существование.
164
3) Загладить беззакония.
Смертью Сына Божьего была принесена совершенная примирительная жертва для искупления погибающего мира. «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2Кор. 5. 19). «И чтобы посредством Него примирить с Собою все, умиротворив через Него кровью креста Его и земное и небесное» (Кол. 1, 20). «Мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5, 10) и вместе с апостолами «хвалимся теперь Богом через Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого ныне мы получили примирение» (Рим. 11).
4) Привести правду вечную.
Смерть Христа не сделала сразу всех людей праведными, но посредством Его жертвы Его праведная жизнь вменяется и наделяется каждому кающемуся грешнику. «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Титу. 3, 5). И мы теперь можем «показать правду Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3, 25). «Он пришел исполнять всякую правду» (Матф. 3, 15). В Нем мы имеем уверенность, что вскоре правда наполнит всю землю, а грех будет изгнан навсегда. Это произойдет тогда, когда Он придет во славе со святыми ангелами своими во второй раз.
5) Запечатать видение и пророчество.
Это пророчество о семидесяти седьминах, сконцентрированное на великой жертве нашего Господа, является печатью всякого пророчества, потому что во Христе сосредоточена вся история и все пророчества.
Но в известном смысле это пророчество о 70-ти седьминах является Божьей печатью ко всему видению о 2300 вечерах и утрах. Запечатление всего видения является дополнительным доказательством того, что в 9 главе дано буквальное объяснение символического видения, записанного в 8 главе.
6) Будет помазано Святое святых.
Выражение «Святое святых» употребляется по отношению к предметам или месту и никогда — по отношению к личности. Священник Фаррар в «Книге Даниила» 1895 г. стр. 278 говорит: «Это выражение встречается 44 раза, но нигде речь не идет о каком-либо лице». Кейл дал ему такое объяснение: «это есть «новый храм», «святыня», «учреждение нового, святого места», где будет явлено Божье присутствие.
Поскольку Христос совершает Свое служение в небесном святилище, а не в земном, то мы находим совершенно естественным и уместным упомянуть о помазании или посвящении небесного святилища в связи с новым положением Христа как Первосвященника (Евр. 8, 2; 9, 23-24), которое Он занял после Своей искупительной смерти, воскресения и вознесения, чтобы ходатайствовать за грешников.
Земная скиния, служившая образом небесной, — была торжественно освящена и все ее принадлежности перед началом служения в ней были помазаны елеем (Исх. 30, 26-284 40, 9). Так и небесное святилище было помазано и отделено для небесного служения в нем Иисуса Христа, нашего великого Первосвященника (Евр. 9, 23-24). Он и Сам был помазан для
совершения этого служения (Евр. 1, 9; 7, 28). Таким образом Христос пришел в определенное время и исполнил все, предсказанное в Нем.
Он сделался нашим Ходатаем посредством креста и за это вознесен до положения Царя и Спасителя. Мы верим, что выражения «Христос Владыка» (Машиах нагид) или «Помазанный» — относятся ко Христу.
После Своего распятия и воскресения Он воссел одесную престола Божьего (Евр. 1, 3; 8, 1; 9, 24; 12, 2). Таким образом, поражение креста обратилось в славную вечную победу.
Эти исполнившиеся предсказания о Христе вполне подтверждают наше толкование. Начальные и конечные события семидесяти седьмин в нашем понимании согласуются друг с другом и образуют единое целое.
8. СЕМИДЕСЯТАЯ СЕДЬМИНА УТВЕРДИТ ЗАВЕТ
Существует два перевода текста Дан. 9, 27. В одном говорится: «Он утвердит завет», а в другом — «одна седьмина утвердит завет». С языковой точки зрения оба перевода приблизительно равноценны.
Только традиционный протестантизм относит личное местоимение «он» в этом выражении ко Христу.
Другой перевод: «И утвердит завет для многих одна седьмина», — принадлежит Феодосию.
Этот перевод не лишен научного обоснования. В комментарии Ланге на Дан. 9, 27 приводятся имена богословов: Хаверник, Хенгстенберг, Ауберлен, Дерезер, Фон Ленгерке, Хитциг, Розенмюллер и Гофман, — которые рассматривают выражение «одна седьмина» — как подлежащее. Кейль заявляет в своем труде (стр. 365), что многие придерживаются этой точки зрения (См. «Пророчество Даниила», стр. 208). И Видервольф («Тысячелетняя Библия», стр. 223), хотя сам не придерживается этой точки зрения, все же заявляет: «Многие богословы признают, что слово «седьмина» является подлежащим всего предложения и поэтому считают правильным перевод: «И утвердит завет для многих одна седьмина».
Эта последняя седьмина, по нашему мнению, отмечена величайшим событием всех веков — искупительной смертью Иисуса Христа.
То, что произошло в течение этой последней седьмины, утвердило Новый Завет и положило конец всей системе жертвоприношений, установленной в ветхозаветное время.
Это была совершенная жертва Христа, принесенная за грехи однажды и навсегда.
Своей смертью Христос утвердил Новый Завет. Поэтому независимо от того, какое из двух слов играет роль подлежащего: «Он» или «седьмина», все равно в центре семидесятой седьмины находится Христос. Посему, не имеет значения, подчеркиваем ли мы личность Иисуса Христа, который утвердил завет или выделяем «седьмину», в течение которой исполнились величайшие события, — центром всего все равно является Христос и Его подвиг на Голгофе, который утвердил завет. Таким образом Христос является центральной фигурой 27 стиха. Это обстоятельство придает последней семидесятой седьмине исключительное значение, тем более что исполнение всех событий, предсказанных в ст. 24, тесно связано с этой последней и решающей седьминой.
Другим важным моментом 24 стиха является то, что завет был утвержден не на одну седьмину, а навсегда в течение этой последней седьмины. Вечный завет Божий был утвержден кровью Сына Божьего (Евр. 13, 20), когда Он отдал жизнь Свою за грехи мира «в половине седьмины».
9. ОКОНЧАНИЕ СЕМИДЕСЯТОЙ СЕДЬМИНЫ
Толкователи долго искали какого-либо неопровержимого события, которое бы знаменовало собой конец периода семидесяти седьмин в 27 стихе. Многие останавливались на побиении Стефана камнями (Деян. 7 гл.).
Но к сожалению, этому событию приписывают разные даты: 32, 33 или 34 год по Р. Хр. Другим знаменательным моментом считают обращение Савла (Деян. 9 гл.) и его слова: «Вот мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13, 46). Все эти даты не точны, и невольно возникает вопрос: обязательно ли находить какое-либо событие с целью определения окончания семидесяти седьмин, если само пророчество умалчивает о подобном событии? Обратим внимание на выражение и смысл слов этого необычного пророчества. Ударения в семидесяти седьминах (насчитывающих по общему признанию 490 лет), делается не на общем периоде, состоящем из отдельных лет, а на периоде семидесяти седьмин, разделенных на группы, каждая из которых состоит из семи лет.
Эти единицы отсчета обычно называют гебдомадами (от греческого «гебдомас», что значит группа семь) или гептадами (имеющими то же значение).
В пророчестве говорится о семидесяти таких гебдомадах или седьминах, разделенных на три части: семь, 62 и одна седьмина, которые все вместе составляют 70 седьмин. Пророчество говорит о событиях, которые должны произойти в каждом из этих периодов. Семь седьмин или 49 лет и 62 седьмины или 434 года вместе составляют 69 седьмин или 483 года, — общий период перед наступлением последней седьмины.
Янг интересно подметил, что все пророчество разделено на седьмины по семь лет с обозначением определенных событий, которые должны произойти в отдельные, главные периоды.
Принимая во внимание такое значение главных частей семидесяти седьмин, мы видим, что они вполне исполнились, ибо события «среди» 70-й, или последней, гебдомады — это вполне реальные, исторические события.
В таком случае часть семидесятой седьмины, остающаяся после смерти, воскресения и вознесения нашего Господа, уже не имеет столь большого значения. Пророчество говорит о семи событиях (о шести в 24 стихе и об одном в 27), имеющих совершиться «среди» последней, или 70-ой, седьмины.
И все они исполнились в назначенное время.
Но необходимо еще раз подчеркнуть, что в пророчестве не отмечено ни одного такого события, которое бы указывало на окончание последнего периода 70-ой седьмины. Первые 69 седьмин достигают первого пришествия Мессии, а 70-я стоит особо; она рассказывает о событиях, группирующихся вокруг Голгофы и имеющих совершиться в «половине» этой седьмины.
Если предположим какое-либо событие, предсказанное на полдень такого-то дня, произошло в середине именно того дня, то не значит ли это, что предсказание в точности исполнилось несмотря на остальные события, которые совершились во второй половине дня? Именно в таком свете мы и рассматриваем семидесятую седьмину или одну из числа семидесяти. Исходной или начальной датой этих седьмин является 457 год до Р. Хр. Знать эту начальную дату весьма важно. Другой знаменательной датой является 27 год по Р. Хр. — начальный год последней седьмины.
Зная эти две исходные точки, можно безошибочно определить время событий, которые должны произойти в «половине» семидесятой седьмины, являющейся основой всего пророчества.
Хотя ряд исследователей, к числу которых принадлежат Гайлс, Таннер, Тейлор и др. предлагают считать мученическую смерть Стефана заключительным событием семидесятой седьмины (и в этом нет ничего противоречивого), но наряду с этим нет никакой необходимости видеть в этом и в других подобных событиях, — определенную историческую веху, установить которую с точностью весьма затруднительно. Центральным выдающимся событием семидесятой седьмины является смерть Христа вместе с шестью важными вытекающими из нее событиями, сосредоточенными среди последней седьмины.
10. ДАЛЬНЕЙШИЕ БЕДСТВИЯ, ПОСТИГШИЕ ИУДЕЙСКИЙ НАРОД
«По истечении семидесяти седьмин, согласно пророчеству, должны произойти ужасные бедствия.
Они обрушились на иудеев по причине отвержения ими Мессии. Они включали в себя разрушение храма, опустошение города Иерусалима, рассеяние иудеев среди всех народов земли и многие другие трагические события (Дан. 9, 26). Точное время всех этих событий не было предсказано в пророчестве, но известно, что они произошли, начиная с 34 года по Р. Хр. и впредь, — по истечении семидесяти седьмин.
В связи с этим следует обратить особое внимание на следующие обстоятельство: трагические события, постигшие иудейский народ, нельзя рассматривать как своего рода деяние, знаменующее собой окончание семидесятой седьмины, в течение которой должны быть покрыты грехи и преступления, совершено примирение, приведена правда вечная, запечатано видение и помазано Святое — святых. Эти трагические события явились жатвой — неизбежным последствием отвержения Мессии со стороны Израиля.
На ужасную «мерзость запустения», о которой говорит пророк Даниил, обращает внимание в своем пророчестве и Сам Христос, говоря: «И так, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, читающий да разумеет. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего и кто в поле, тот да не обращается назад, взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Мат. 24, 15-20; Ср. Марк. 13, 14-18). Еще более подробно об этих событиях сказано в Лук. 21, 20: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его» Сотни тысяч иудеев были убиты, десятки тысяч — проданы в рабство, а разрушительные войны все продолжались.
11. УЖАСНОЕ НАКАЗАНИЕ ГОРОДА ИЕРУСАЛИМА
Предсказывая опустошительное разрушение Иерусалима за его беззакония, Христос сказал: «Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей» (Мат. 23, 36). Эти пророческие суды над Иерусалимом и храмом произошли после 70 седьмин, но в течении того рода (поколения), о котором говорил Христос. Они явились неизбежным последствием самого ужасного греха, который совершил Израиль, отвержение Мессии. Таким образом, чаша их беззакония наполнилась (ст. 32). Видя перед собой близкую будущность Иерусалима, наш Господь плакал о нем говоря: «О, если бы ты хотя в сей день твой узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих. Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя и стеснят тебя отовсюду и разорят тебя и побьют детей твоих в тебе и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лук. 19, 42-44).
Начиная с 66 года по Р. Хр. между иудеями и римлянами все чаще происходили военные столкновения, которые в семидесятом году переросли в опустошительную войну.
Храм больше не считался местом пребывания Бога, а совершавшиеся в нем жертвоприношения уже не имели никакого значения.
Прямыми виновниками осквернения всего святого историк называет зилотов (Иудейская война, т. IV, стр. 3.3) или сикариев (убийц), действия которых отличались необыкновенной жестокостью. Они осквернили все, что было святым и их деятельность характеризовалась крайне беззаконностью. Повсюду были страшные разрушения.
В 70-ом году по Р. Хр. за несколько дней до наступления Пасхи римляне под предводительством Тита приблизились к Иерусалиму. Они осадили город, после чего им удалось проломить стену. Город был взят.
Как только войска проникли во двор храма, ежедневные жертвы прекратились, сам храм был подожжен и уничтожен, а иудеи безжалостно истреблялись — их кровь, по словам историка Иосифа Флавия, текла ручьями по ступеням храма. Опустошитель пришел. Город и храм были обращены в развалины. Цель опустошения была достигнута.
12. СВЯЗЬ 70 СЕДЬМИН С 2300 ДНЯМИ
Поскольку распятие Христа в половине седьмины верно указывает на исходный период 70 седьмин и поскольку эти 70 седьмин отрезаны от 2300 дней, мы считаем, что оба эти периода начались одновременно, а именно, в 457 г. до Р. Х. с восстановлением города Иерусалима и Иерусалимского храма, а также с возобновлением иудейского автономного правления. Многие другие толкователи также считают 457 год до Р. Хр. исходной датой. Покойный доктор Джеймс Стронг, английский переводчик и корректор немецкого «Комментария Ланге» к Дан. 9, 24-27, в связи с этим говорит следующее: «Единственным повелением, отвечающим 25 стиху является повеление царя Артаксеркса Лонгимана, изданное в седьмом году его правления, о чем упоминает пророк Ездра в 7 главе.
Такого мнения придерживается как Придо, так и многие другие критики разных стран и вероисповеданий, начиная от времени Йогана Петри в Германии — с 1768 года и впредь.