Posted by admin

Проблемы, связанные с 8 главой книги пророка Даниила

24. На каком библейском и историческом основании Адвентисты седьмого дня учат, что:
1. 2300 дней (вечеров и утр) из Дан. 8, 14 представляют собой 2300 лет?
2. Небольшой рог, вышедший от одного из четырех рогов козла (Дан. 8, 9) изображает Рим?
3. Святилище (ст. 11-14), которое будет попираемо и затем очистится, является небесным святилищем?
4. Насколько известно, другие вероучения этих взглядов не разделяют.
Так ли это? Поскольку приведенные здесь вопросы относятся к 8 главе книги пророка Даниила, то для того, чтобы составить ясное представление о наших взглядах в связи с данными вопросами, желательно внимательно познакомиться со всей главой.

1. ОБОЗРЕНИЕ ВОСЬМОЙ ГЛАВЫ
Даниил здесь приводит последовательный рассказ о пророческих символах, показанных ему в видении. Вместе с этим необходимо помнить, что данное видение соответствует видению об истукане, символизирующем четыре мировых царства (гл. 2), а также видению о зверях, выходящих из моря (гл. 7), под которым следует разуметь Вавилон, Мидо-Персию, Грецию и Рим. В отличие от других глав, видение, описанное в 8 главе, начинается с Мидо-Персии.
Сначала Даниил видит двурогого овна, который согласно ангела, изображает Мидо-Персидское царство. (В этом царстве Персия играет главенствующую роль — сравни ст. 3, 4. 20). Этот овен бодал к западу, северу и югу, усиливаясь в своем могуществе и действуя по своему произволу.
Но с другой стороны, — с западной, — с удивительной быстротой двигался козел косматый. Он символически изображает Греко-Македонское царство (сравни ст. 5 и 21). Известно, что «козел» был национальной эмблемой Греции, а «овен» — государственной эмблемой Мидо-Персии.
«Видный или большой рог» — символизирует собой греческое царство под владычеством Александра Великого (ст. 5, 21). Это царство было самым обширным из всех известных в истории. Оно простиралось от Греции и Македонии — до Северо-Западной Индии и от Египта до Каспийского моря. Оно в точности соответствует пророческому видению, о чем свидетельствует само божественное слово.
В 323 году до рождения Христа, в расцвете своего могущества, Александр Македонский умер.
В начале его приближенные генералы старались сохранить большую часть царства под управлением его слабоумного брата, а затем под управлением сына Александра, родившегося после его смерти.
Но по истечению двух десятилетий непрерывной борьбы между соперничающими сторонами — два наиболее сильных сторонника централизованной власти в конце концов были побеждены коалицией, четырех претендентов, которые разделили государство на четыре части.
В возникновении новых четырех государств (три из которых представляли царственные монархии — Македонию, Египет и Сирию, пока они не были поглощены Римом), — исполнилось пророческое предсказание о четырех рогах, обращенных на четыре стороны света.
К числу возникших государств принадлежали: Египет, Палестина и часть Сирии к югу под управлением Птоломея; Македония и Греция на западе — под управлением Кассандра; Фракия и некоторая часть Малой Азии к северу — под управлением Лизимаха; и, наконец, территории от Вавилона и Ассирии к востоку — под управлением Селевка (Смотри Кембриджская древняя история. 1928 — 38. Т. 6. стр. 462. 482. 483. 492. 498. 499. 502).
Затем от четырех рогов козла появился еще один, не похожий на них.
Он «чрезвычайно разросся к югу» (овладел Египтом), к востоку (поглотил Сирию), и занял прекрасную страну (Палестину). Владения его были весьма обширны. Наряду с большинством современных исследователей и исследователей прошлых веков мы верим, что этот рог представляет собой Рим. Римская языческая и папская формы правления обозначены одним символом.
Это можно заключить также из того, что 8 глава соответствует второй и седьмой, из которых вторая описывает гражданскую сторону жизни, а 7-я — религиозную.
Первые три мировых царства — Вавилон, Мидо-Персия и Греция — в свое время уступили место Римской империи с ее первоначально языческой, а затем папской формой правления.
ПРИМЕЧАНИЕ: «Мы согласны с Чарльзом Боутфляйером (См. «Книга Даниила» 1923 г. стр. 293), который говорит: «Четвертое царство в книге Даниила — это римская власть: сначала в ранней стадии — это власть кесарей и императоров и затем в последней стадии — во время «маленького рога» — папская власть».
Адольф Гарник (в труде «Что из себя представляет христианство»? 1903 г. стр. 230) подчеркивает факт, что после удаления с мировой сцены всемирной Римской империи ее место заняла форма правления с папой во главе, как наследника кесаря, главного Понтифекса или священника империи.
Гиббон также выражает такую мысль, что языческий Рим удалился с мировой арены только для того, чтобы явиться снова в облике папского Рима. Сотни выдающихся теологов придерживаются точно такой же точки зрения.
Теперь Запад стал центром этой всемирной империи, а Италия — его резиденцией.
На основании всех этих фактов мы считаем, что «небольшой рог» символизирует величие и власть Рима.

2. ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ СВЯТИЛИЩЕ
Вследствие удивительного сходства пророчества Даниила, представленных во 2. 7 и 8 главах, а также вследствие явной исторической связи и преемственности Рима царского с Римом церковным, — Адвентисты седьмого дня считают, что «небольшой рог», изображенный в Дан. 8, 9, символизирует языческий и папский Рим.
Следовательно, действия, приписываемые «небольшому рогу» в Дан. 8, 10-13, 23-25; 11, 31; 12, 11, следует понимать в своей совокупности как действия языческого и папского Рима.
Убеждаясь, что 2300 пророческих дней или 2300 календарных лет простираются далеко за пределы времени земного святилища, мы верим, что они относятся к более величественному и более совершенному святилищу, тенью которого было земное, описанное в 8 и 9 главах. Мы также верим, что еврейское слово «тамид» (ежедневный) в книге Даниила 8, 11-13; и 11, 31 обозначают ежедневное или постоянное служение в святилище, так как оно употребляется в связи со словом «святилище». На основании этого мы считаем, что под «святилищем» в Дан. 8, 11-14 имеются в виду как земное, так и небесное святилище, и соответственно «ежедневное» — обозначает постоянное служение в обоих святилищах.
Точно так же слово «опустошение» — характеризует действия языческого и папского Рима, вследствие которых ежедневное служение сводится на нет, становится бесплодным. Следовательно, вопрос: «На сколько?» (ст.13) и ответ: «На 2300вечеров и утр» (ст. 14), — касаются того же языческого и папского Рима.
Аналогично этому слово «воинство» включает в себя как иудеев, так и христиан в течение 2300 пророческих вечеров и утр, когда продолжают действовать оба святилища.

3. ДВУКРАТНОЕ ОТНЯТИЕ ЕЖЕДНЕВНОЙ ЖЕРТВЫ
Не вызывает никакого сомнения тот факт, что действия языческого Рима были связаны прежде всего с земным святилищем или иудейским храмом, в то время, как действия папского Рима связаны с небесным святилищем. Говоря о «мерзости запустения» в Дан. 11, 31, Христос указал на разрушение земного святилища римскими войсками в 70-ом году по Р. Хр.
(Матф. 24, 1-3. 15-20. Лук. 21, 20). Но в Дан. 11, 31 и в Дан. 8, 11. 13 согласуются в том, что там и здесь говорится об опустошении святилища и отнятии ежедневной жертвы.
Дан. 8, 13-14 Христос часто применяет к Иерусалимскому храму.
На основании вышесказанного, мы верим, что, во-первых, отнятие «ежедневной жертвы» языческим Римом означает разрушение храма в 70-ом году по Р. Хр.
и прекращение в нем ежедневного служения (См. Дан. 8, 11. 13; 11, 31; Сравни Матф. 24, 1-3. 15-30; Лук. 21, 20); и во-вторых, что отнятие ежедневной жертвы папским Римом представляет собой установление таких папских нововведений, как: посредническая роль духовенства, литургия, тайная исповедь, поклонение Деве Марии (ПРИМЕЧАНИЕ: «Епископ Фултон Д. в труде: «Блеск вечного Галилеянина» 1954 г. на стр. 44 пишет: «Посвящается Марии, Матери Божьей, Королеве Семи мечей, Защитнице грешников перед тройственным троном, дочери Отца, матери Сына, супруге Святого Духа», — посредством чего было утрачено познание о постоянном служении Христа в небесном святилище и Его служение перестало играть действенную роль в жизни миллионов христиан. (См. Евр. 7, 25; 8, 1-5; 9, 24 и т. д.).
4. РИМ ИСПОЛНЯЕТ И ДРУГИЕ ЧАСТИ ПРОРОЧЕСТВА
Подтверждение «чрезвычайно разросшегося» рога как символа Рима мы находим также в том, что именно в Риме нашли свое подробное исполнение все остальные моменты пророчества 8 гл. Даниила. Так, например, Рим «попрал» народ Божий (Дан. 8, 10), в течение нескольких веков гнал христиан, действуя со всей жестокостью через таких языческих правителей-деспотов, как Нерон, Домициан и Диоклетиан, и с не меньшей жестокостью — через папскую власть в последующий папский период.
Больше того, языческий Рим восстал против Владыки Владык (ст. 25), Которым, по нашему убеждению, является Христос (сравните Деян. 3, 15; Откр. 1, 5). Римский правитель осудил Иисуса, а римские воины пригвоздили Его к кресту, пронзив Его бок копьем и приложив ко гробу, в котором Он был положен, римскую печать.
Далее, Рим в своей последующей папской форме правления попрал и осквернил роль святилища Божьего на небе тем, что отнял у людей познание о ежедневном служении Христа как Первосвященника в небесном святилище (Евр. 7, 25; 1Иоан. 2, 1). Он лишил их надежды на истинную искупительную жертву Иисуса Христа на Голгофском кресте, принесенную однажды за все человечество, заменил эту совершенную жертву служением человеческим, ради которого воздвигаются тысячи земных алтарей. Таким образом, Рим в лице папства сумел исказить и затушевать истинное поклонение Богу, установив повиновение духовенству и принудительное единство видимой церкви вместо добровольного и искреннего общения всех верующих в Христа, т. е. Его тела или церкви. Ему удалось также заменить Христа, управляющего Своей церковью посредством Своего Заместителя — Духа Святого — авторитетом папы (Иоанн 14, 16-17; 16, 7.13).
Далее, как уже было сказано, папство сумело воздвигнуть барьер между верующими и Христом, поставив между ними духовенство и таким образом лишив их личного и непосредственного общения со Христом, их великим Перво-священником. Кроме того, оно установило систему спасения посредством дел — вместо спасения через веру в Иисуса Христа и ввело тайную исповедь перед священником вместо исповедания грехов непосредственно перед Христом, пребывающим в небесном святилище.
Таким образом истина о чудном спасении, совершенном на кресте и утвержденном служением нашего Господа в небесном святилище, была «попрана». Папство обременило и исказило эту истину различного рода преданиями, создало систему, которая мешала людям воспользоваться благодатью искупительной жертвы Иисуса Христа и Его служением как Первосвященника и Ходатая. Итак, папство «действовало и преуспевало», прибегая ко всякого рода ухищрениям и обману и имея успех в своих коварных замыслах и укреплении власти.

5. «ВЕЧЕР И УТРО» — ДЕНЬ ОДИН
В буквальном, первоначальном смысле слова выражение «вечер и утро» означает 24 часовой день, так как согласно библейскому исчислению времени 24-хчасовой день начинается с захода солнца и оканчивается последующим заходом солнца (Быт. 1). Таким образом, темная часть дня, называемая «вечером», всегда предшествует светлой части дня, называемой «утром». Тот факт, что в Дан. 8, 14 слово «вечер» предшествует слову «утро», предполагает ту же последовательность дня и ночи, т. е. полный 24-часовой день, а не часть этого дня или половину суток, как считают некоторые (и таким образом у них 2300 дней равны 1150 дням).
Итак, если 2300 вечеров и утр означают 2300 дней, то весь этот пророческий период, если пророчество является символическим, — будет соответствовать 2300 буквальным годам.

6. ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА — «ДЕНЬ ЗА ГОД»
Относительно библейского исчисления времени «день за год» в применении к 2300 дням нужно сказать следующее: совершенно разумно и логично рассматривать все исторические периоды, описанные в пророчествах о мировых царствах, — как символические. А символы, как известно, выходят за пределы буквального значения. Пророческие символы, которые ангел разъясняет Даниилу в 8 главе, означают не буквальных «овна» и «козла», а Мидо-Персидское и Греческое царства.
Относить же оба символа к буквальным животным, означало бы лишить эти символы их символического значения и не согласиться с объяснением ангела.
Точно так же мы верим, что указанный в связи с этими символами пророческий период времени 2300 вечеров и утр никак не может означать 2300 буквальных дней.
За основу их исчисления здесь берется явно другая единица времени. Не учитывать это обстоятельство и применять их как просто 2300 буквальных дней — или половину их — 1150 дней, — означало бы полностью отрицать символический смысл 2300 дней.
К счастью исчисление пророческого времени от нас не сокрыто.
В Числа 14, 34 и в Иезек. 4, 6 Господь говорит: «День за год, день за год определил Я тебе». Наряду с многими выдающимися исследователями Библии прошлого и настоящего времени, мы верим, что 2300 пророческих «дней» означают 2300 буквальных лет и что всякое другое исчисление этого времени, противоречит этому принципу символизма.
ПРИМЕЧАНИЕ: К примеру К. Б. Еллиот в труде «Хора Апокалиптика» 3 изд. т. 3. 226-227 стр. ссылается на «два наиболее выдающиеся символические действия пророка Иезекииля, на которые так часто ссылаются комментаторы в своих дискуссиях о системе — «день равен году». В одном случае Бог повелел ему лежать в течении 390 дней на левом боку перед народом, — таким образом символизируя 390 лет беззакония и унижения израильской нации; и в другом случае он должен был лежать 40 дней на своем правом боку, таким образом символизируя 40 последних лет беззакония Иуды.
А значение этих таинственных лет объяснил Сам Бог: «Я определил тебе годы беззакония их числом дней». Иез. 4, 5.
Уже в 1205 году некий Иоаким в своем труде истолковал 2300 дней как 23 столетия, считая со дней Даниила. Позднее Вилланова, считая по-библейски «день за год» увидел в 2300 днях 2300 лет. Затем в 1400 году римско-католический богослов Николас Крепс из Кузы признал в 2300 пророческих днях 2300 лет, ведя отсчет от существования персидского царства.
Вот одно из его объяснений: «Даниилу было открыто, каким образом изольется последний гнев Божий после того, как очистится святилище и исполнится пророчество. Это произойдет после 2300 дней, начиная с того времени, как выйдет указ. исчисляя этот пророческий период «день за год», согласно указанию, данному Иезекиилю 4, 5, 6″. (Переведено из «Коньектура ин Опера» стр. 934).
Нужно заметить, что исчисления пророческого времени 2300 вечеров и утр в его хронологической последовательности мы в 8 главе не находим.
Мы просто узнаем о том, что видение относится к «отдаленным временам», (ст. 26) и что связанные с ним события простираются далеко за пределы тех дней, в которые жил Даниил, т. е. «концу времени» (ст. 17). О датах этого периода будет детально рассмотрено в вопросах 25 и 27).

7. «ЕЖЕДНЕВНАЯ ЖЕРТВА» — ПОСТОЯННОЕ СЛУЖЕНИЕ В СВЯТИЛИЩЕ
Стихи в Дан. 8, 11-14 касаются святилища: ежедневного служения в нем, его опустошения и очищения.
Для обозначения ежедневных церемоний служения, таких, как жертвоприношения, воскурения фимиама, освящения и т. д. употребляется собирательное еврейское слово «тамид», что значит «непрерывно» или «постоянно» (См. Исх. 29, 42); 30, 7-8; Лев. 24, 2). В Дан. 8, 11-13; 11, 31; 12, 11 слово «тамид» употребляется в значении «ежедневная». В каждом из приведенных стихов к нему переводчиками добавлено слово «жертва». На первый взгляд это кажется неправильным.
Но если вспомнить, что вечерние и утренние жертвы указывают на вечерние и утренние часы молитвы, воскурения фимиама и жертвоприношения, то становится очевидным, что хотя слово «жертва» и добавлено переводчиками, но оно здесь вполне уместно.
Исследователи Библии свидетельствуют о том, что в раввинской литературе вечерние и утренние жертвы, как и в книге Даниила обозначены словом «тамид».
ПРИМЕЧАНИЕ: Еврейское слово «тамид» — ежедневная» — в книгах Числа и Исход — применимо к ежедневному служению — к хлебам предложения, служению при жертвеннике курений и при жертвах всесожжения; и особенно при утренних и вечерних жертвах.
Однако, в более позднем раввинском применении слово «тамид» употреблялось почти исключительно для утренних и вечерних жертв» Это видно из таких трудов Талмуда как Песахим 58 а, 61 а, 63 а и т. д.
На основании этих данных слово «вечер» можно понимать, как «вечерняя жертва», а слово «утро» — как утренняя жертва. Обе эти жертвы вместе составляли единый цикл «ежедневного», «непрерывного» или постоянного служения в святилище.
Эти выражения очевидно, употреблены здесь для того, чтобы показать, что речь идет о святилище. Когда ангел говорил о 2300 вечерах и утрах, то Даниил представлял в своем сознании 2300 тамид, т. е. единиц времени, каждая из которых состоит из вечерней и утренней жертвы. Бесспорно, он не имел в виду одну половину «вечерних жертв», а другую — «утренних», что составляло бы только половину указанного времени, т. е. 1150 дней.
ПРИМЕЧАНИЕ: Соответственно, перевод «2300 дней» — весьма точно отражает смысл еврейской конструкции текста и контекста.
Мы в данном случае согласны с доктором Эдвардом Д. Янгом, профессором Ветхого Завета Вестминстерской теологической семинарии, который в своем труде: «Пророчество Даниила» 1949 г. стр. 174 поддерживает мысль о полных днях:
«Они означают 2300 дней. Это истолкование находится в греческом переводе Иеронима, у большинства протестантских толкователей и в английской Библии (перевод времен короля Якова). В Библии нет поддержки для толкования, что фраза «вечер — утро» относится к половине суток — и 2300 вечеров и утр означает 1150 дней.
Комментируя параллельное выражение «40 дней и 40 ночей» в Бытие 7, 4, 12 стих; Исх. 24, 18 и 3Цар. 19, 8 Янг не допускает мысли, чтобы они означали 20 дней и 20 ночей. И три дня и три ночи в Ионы 1, 17 не означают полтора дня».
В дополнение ко всем предыдущим доводам, имеющим первостепенное значение, мы считаем также целесообразным указать на тот факт, что в Септуагинте — самом древнем переводе книги Даниила и в переводе Феодосия, сделанном 400 лет спустя, выражение «2300 вечеров и утр» сопровождается пояснительным словом «дней». Это же слово мы встречаем в Вульгате, и в сирийском переводе, и в переводе Лютера.
К нему, как к пояснительному слову в свое время прибегали и иудейские толкователи христианского периода и сотни христианских исследователей Библии.
В авторизованном переводе английской Библии (в издании короля Якова) в указанном стихе также стоит слово «дней», а на полях — «вечеров и утр», а в стихе 26 все выражение приводится дословно «видение о вечере и утре». В следующих словах Альберта Барнеса в связи с этим выражено мнение многих видных исследователей. Он пишет: «Не может быть никакого сомнения в том, что под «вечером и утром» подразумевается «день» («Заметки на Даниила» — Дан. 8, 14).

8. ОПРАВДАНИЕ НА НЕБЕСНОМ СУДЕ
Согласно предыдущему объяснению, мы верим, что «святилище», описанное в Дан. 8, 11-14, не может относиться только к Иерусалимскому храму. Святилище, которое очистится в конце 2300 дней, согласно нашему пониманию — это святилище на небе, «которое воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8, 2). И великим Первосвященником этого святилища является Иисус Христос, победивший смерть и после Своего воскресения вознесшийся на небо (Евр. 8, 1). Это тот «храм Божий», который Иоанн видел на небе (Откр. 11, 19; 15, 5). Этот храм, по нашему убеждению, будет не только «очищен» (Дан. 8, 14), но и «оправдан», о чем будет сказано ниже.
Прообразные служения в земном святилище служили «образу и тени небесного» (Евр. 8, 5). В скинии, которую дети Израилевы носили в пустыне (а затем уже в построенном храме) происходило ежедневное, а также годовое служение. Мы верим, что работа Христа после Его вознесения и торжественного вступления в должность Первосвященника была прообразно отображена в ежедневном служении в земной скинии или земном святилище.
Это была первая фаза Его небесного служения, в которой Он выступал как наш Посредник и Ходатай, представляющий Богу, Свою искупительную жертву, которую Он совершил на кресте.
Это ежедневное служение в земном святилище, включавшее «утреннюю и вечернюю жертвы» (Еврейское «тамид» т. е. непрерывная, постоянная) прообразно изображало постоянную действенность жертвы Христа, принесенной Им на Голгофском кресте.
Наш первосвященник, воскресший Христос, «всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас» (Евр. 7, 25). Итак, в Его посредническом небесном служении мы видим совершенство и действенность Его искупительной жертвы, которую Он совершил ради каждого грешника, принимающего Его своим личным Спасителем.
Годовой же день очищения (см. Левит. 16 гл.) прообразно указывал на вторую и заключительную фазу первосвящен-нического служения Христа, которая включает работу суда.
Мы верим, что живем именно в это время в день суда. Необходимо добавить, что в соответствии с арминианским понятием о личной ответственности перед Богом, — наше понимание священных Писаний приводит нас к заключению, что жизненный отчет каждой личности будет исследован на суде — и по каждому случаю будет вынесено определенное решение. (Об этом более подробно будет рассмотрено в вопросе № 36).
Работа последнего суда заключается не только в вынесении приговора над всеми делами, разобранными на суде Божьем, но и в оправдании Божьего характера перед всеми интеллектуальными существами вселенной.
Он засвидетельствует на вечные времена всю необоснованность и лживость сатанинских обвинений, направленных против характера и правления Божьего, против Его закона и покажет всю справедливость Божьего решения, согласно которому все, принявшие дар искупления станут гражданами Его вечного царства, а все нераскаявшиеся грешники — истребятся. Цель суда заключается в том, чтобы Божью справедливость уразумели все творения — ангелы и люди — и вечно жили бы в согласии с истиной.
Тогда вся вселенная провозгласит: «Праведны и истинны пути Твои, Царь святых» (Откр. 15, 3). «Праведен Ты, Господи, Который еси и был и свят, потому что так судил» (Откр. 16, 5). «Ей, Господи, Боже Вседержитель, истинны и праведны суду Твои» (Откр. 16, 7). Таким образом, чрез решения суда в небесном святилище, характер Божий будет навсегда оправдан — при окончании «часа Его суда» (Откр. 14, 7).

9. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ОЧИСТИТСЯ»
Значение различных терминов, употребленных переводчиками, чтобы отметить полное значение выражения «очищение» (Евр. «цадак») небесного святилища (Дан. 8, 14), — не должно быть потеряно из виду.
В образцовых переводах насчитывается до одиннадцати различных оттенков этого слова.
Они суть следующие: а) «Очищено» — Септуагинта, Реймс — Доуэя, Моултон, Бусроуд, Стурелл, Мартин, Вульгата, Гаркави, Рей, Нокс, Нойес. — Французские переводы: Остерволд, Секонд и Лузанне.
б) «Будет оправдано» — Леезер, СейвИер. в) «Будет победным» — МарголИс. г) «Будет справедливым» — Смис-Гудспид.
д) «Будет провозглашено справедливым» — Янг.
е) «Будет восстановлено в его справедливом состоянии» — (англ. выверенная Библия).
ж) «Будет сделано праведным» — Ван Есс.
з) «Будет восстановлено» — Моффатт.
и) «Будет освящено» — Фентон. й) «Будет утверждено» — Россирем.
к) «Будет посвящено» — Лютер. (Смотри «Проблемы библейского перевода» (издание Ревью) стр. 174-175).
Видные языковеды соглашаются в том, что Слово «цадак» следует переводить словами «быть справедливым» или быть «праведным». Лексикон Генезиуса (издание Брауна, Дривера и Бриггса) добавляет: «Считать праведным» или «считать в справедливом состоянии». И английский выверенный перевод звучит еще более определенно: «Затем святилище будет восстановлено в его справедливом состоянии». Перевод «очистится» очевидно заимствован из Септуагинты и перенесен в католический перевод — Вульгату. Мы признаем, что оправдание, утверждение и восстановление справедливости в левитском святилище — совершалось посредством служения в день Примирения или Судный день, когда святилище очищалось от всех нечистот и преступлений сынов израилевых (Лев. 16, 16).
При этом служении, в самом определенном смысле включалось очищение, ибо в Левит. 16, 16, происходило «возмещение» или «искупление» сынов Израилевых из-за их нечистот — грехов и преступлений. В этот день «беззакония сынов Израилевых» удалялись (ст. 21). Образ этого служения мы находим в служении Христа в небесном святилище, что видно из текста Евр. 9, 23: «Итак, образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное — лучшими сих жертвами».
Мы понимаем обширность великого Божьего плана спасения так, как об этом записано в Даниила 8 глава. После смерти нашего Господа, Его воскресения из мертвых и вознесения на небо, небесное святилище является центром чудной работы Христа как нашего Первосвященника и Ходатая. Земное святилище с его прообразами и тенями — прошло. На небесах же Христос исполняет Свое посредническое дело, которое окончится работой суда.
Из этого мы заключаем, что Его посредническое служение охватывает как действенность Его искупительной жертвы ради каждого, кто принимает дар Его благодати, так и окончательное истребление греха из пределов вселенной.
Мы верим, что это служение завершится очищением земли и истреблением всего, что связано со злом: сатаны, как зачинщика всякого зла и его сообщников (Мат. 25, 41; Евр. 2, 14), а также смерти (1Кор. 15, 26) и дел диавола (1Иоан. 3, 8; сравни Откр. 20, 10. 14).