Posted by admin

Джон Шаффенберг, профессор диетологии университета Лома Линда, зам. директора отдела здоровья Генеральной Конференции Всемирной Церкви Адвентистов Седьмого Дня

Вступление

Рассмотрению подлежат три существенных вопроса. Прежде всего это оценка употребления алкоголя с религиозной точки зрения, в основе которой лежат истины и положения Священного Писания. Вторым важным аспектом является научный подход к проблеме употребления алкоголя. В настоящее время ряд врачей полагает, что некоторое количество алкоголя способно снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, и предписывает данное «лекарство» своим пациентам. И последним существенным компонентом данной проблемы является факт наличия большого числа авторитетных свидетельств против употребления алкоголя, даже если есть основания полагать, что он снижает риск болезней сердца. Это особенно очевидно, поскольку имеются гораздо более безопасные пути уменьшения этого риска.

Пьяницы не наследуют Царствия Небесного (1 Кор. 6:9-10). Пьяницей может быть назван тот, для кого регулярное употребление спиртных напитков является привычным. Одно из определений понятия «пьяница», которое дает толковый словарь: человек, имеющий нарушение в умственной деятельности. Известно, что даже одна рюмка алкоголя способна вызвать данный эффект, поэтому, воспользовавшись определением словаря, можно считать пьяницей каждого, регулярно выпивающего некоторое количество алкоголя.

В трудах Духа пророчества содержится четкое указание на невозможность употребления алкоголя, даже если речь идет об одном глотке вина. Кроме того, Елена Уайт говорит о том, что нигде в Библии употребление алкоголя не одобряется и не поощряется. Несмотря на это, существуют различные точки зрения и интерпретации ряда библейских текстов, касающихся данного вопроса.

Действительно ли алкоголь увеличивает предполагаемую продолжительность жизни за счет снижения риска сердечно-сосудистых заболеваний? Ответом на этот вопрос может быть статистика средней продолжительности жизни среди членов Церкви АСД, говорящая о том, что адвентисты, не употребляющие алкоголь, живут дольше по сравнению с общим населением, многие представители которого регулярно выпивают. Более того, по оценкам, риск ИБС у адвентистов, являющихся вегетарианцами, ниже, чем у «среднестатистического» человека, не употребляющего алкоголь. Даже если бы нашлись достоверные свидетельства о роли алкоголя в снижении риска ИБС, учитывая совокупность негативных последствий, перевешивающих любые выгоды и преимущества, связанные с его употреблением, неоправданным было бы рекомендовать его даже как лечебное средство.

Точка зрения адвентистов

А. Что говорит Библия и Дух Пророчества.

1. Нигде в Библии не поощряется употребление алкоголя.

Церковь АСД с момента своего основания проповедовала библейский запрет на употребление алкоголя. Сегодня адвентисты продолжают широко пропагандировать принцип воздержания от алкогольных напитков как часть святой обязанности каждого христианина.

В ежегодном Руководстве Генеральной Конференции (1995 год, раздел церковных доктрин, стр. 5) отмечается, что мы должны бережно хранить наше тело и здоровье, дарованные нам, т.к. в этом состоит долг и обязанность каждого христианина: «Поскольку алкогольные напитки… наносят ущерб организму человека, следует воздерживаться от их употребления».

Другой документ — «27 фундаментальных доктрин адвентистской Церкви» — повествует: «Поскольку Бог обращается к человеку через разум, являющийся функцией мозга, следует помнить, что употребление алкоголя оказывает негативное влияние на данный орган».

Некоторые библейские повествования, в которых упоминается об употреблении алкогольных напитков, могут сформировать представление, что Бог одобряет такого рода практику. Однако Библия так же описывает участие Божьих людей в определенных социальных установлениях, таких, например, как развод, многоженство или рабовладельческие отношения — обычаи, которые Бог, безусловно, не санкционировал. При интерпретации подобных отрывков следует помнить, что Творец не всегда поддерживает то, что допускает и позволяет.

В работах Елены Уайт говорится: «Бог открыто запрещает употребление вина и крепких спиртных напитков» («Воздержание», стр. 92). «Господь дает особые указания относительно употребления вина и крепких напитков — Он запрещает его», «нигде в Библии не санкционируется употребление вина, отравляющего тело» (там же, стр. 53,97).

2. Употребление алкоголя противоречит библейскому учению.

Первое Послание к Коринфянам 6:9-10 гласит, что пьяница не может войти в Вечность. Определение понятия «пьяница» отличается от культуры к культуре, и даже в одной стране, например, в США, встречаются разные его трактовки, в зависимости от того, идет ли речь о правилах вождения автомобиля или инструкциях для пилотов самолетов. Даже одна рюмка негативно воздействует на человека, ослабляя его умственные способности. Пагубное влияние алкоголя на организм человека может быть подтверждено наукой. Но кто способен дать точное название пьянству или сформулировать стандарты, помогающие определить его? Например, с научной точки зрения можно допустить, что выпивший мало — немного пьян, тогда как выпивший много — сильно пьян, если опираться на положение о негативном воздействии алкоголя на мозг человека.

Но, как уже было сказано ранее, пьяницей по праву можно считать каждого, кто регулярно пребывает в состоянии опьянения, что по формулировке научного словаря означает прежде всего нарушение умственной деятельности. В свою очередь, одна рюмка алкоголя тоже может вызвать такие нарушения. Поэтому пьяницей будет являться любой, регулярно потребляющий даже небольшие количества алкоголя.

«И явился Ангел Господень жене, и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь и родишь сына; итак, берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого» (Суд. 13:3-4, см. 14).

«Ангел Гавриил был послан с неба для того, чтобы дать наставления родителям Иоанна относительно принципов реформы здоровья: «Не будет пить вина и сикера (Лук. 1:15), — сказал небесный вестник, — …и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Е. Уайт. «Воздержание», стр. 91).

«В истории Надава и Авиуда также содержится предостережение человеку, и показано, что последствием воздействия алкоголя на людей является нарушение ясности мышления. Такое действие он имеет на разум каждого, кто употребляет его. Поэтому Господь открыто запрещает употребление вина и крепких напитков» (там же, стр. 92). Прочтите 10 главу книги Левит. Возможно, Надав и Авиуд положили в кадильницу свой нечистый огонь потому, что их разум помутился из-за употребления алкоголя, и в результате они были уничтожены огнем Божьим.

1 Петр. 1:15-16 (см. Лев. 11:43-46;10:8-10). Мы должны пребывать в святости, и то, что едим или пьем, во многом влияет на наше внутреннее состояние. Используя в пищу нечистое мясо и употребляя спиртные напитки, мы оскверняем и развращаем себя, сами становясь нечистыми и неосвященными. «Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31). «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте ваши тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Римл. 12:1).

«Вино — глумливо, сикера – буйна, и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притч. 20:1).

«Не смотри на вино, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч. 23:31-32).

«Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Притч. 23:20-21).

3. Отсутствие противоречий в вопросе об употреблении алкоголя у Христа и пророков (древних и современных).

«Библия нигде не одобряет употребление опьяняющего вина — ни в качестве повседневного напитка, ни как символ крови Христовой. Аппелируя к разуму, мы задаем вопрос: что больше подходит для олицетворения жертвенной крови Христа — чистый виноградный сок или полученное из него путем брожения дурманящее разум вино?.. Мы убеждены, что последнее никогда не должно появляться на столе во время Вечери Господней… Мы также опровергаем всяческие предположения и домыслы, что Христос превратил воду в опьяняющее вино — такой поступок противоречил бы всему Его учению и жизненному примеру… Вино, которое Христос сделал из воды на свадебном пире в Кане, было чистым виноградным соком» («Воздержание», стр. 97-98).

«Именно Христос повелел Иоанну Крестителю не пить вина и крепких напитков. Именно он наставлял жену Маноя придерживаться воздержания в этом. Христос никогда не противоречил своему собственному учению. Чистое, неперебродившее вино, которое он сделал для гостей на свадебном пире, было полезным, освежающим напитком. Такое вино Христос подал своим ученикам и пил Сам во время Тайной Вечери» (там же, стр. 97).

Нигде в Библии Бог не одобряет употребление опьяняющего вина в качестве средства для получения удовольствия. Напротив, Писание прямо осуждает такую практику. В Библии нет и не может быть никаких противоречий. Очевидно, многие шли ошибочным путем, когда во всеуслышание заявляли о «непоследовательности» Писания в данном вопросе. Время и тщательный анализ библейских повествований, представляемых как «непоследовательные», раз за разом опровергал эти поспешные и несостоятельные обвинения. Как уже упоминалось ранее, во многих случаях причиной неправильного понимания и неверной интерпретации была точка зрения, что Бог поощряет и содействует любому поведению или традициям, которые существуют в той или иной форме, например, многоженство, рабство или пьянство, а следовательно допущены Им. Но главным методом, который использует Бог в своих отношениях с человеком, всегда было служением людям, направленное на их исцеление, восстановление и освящение.

4. Библейские тексты, которые часто интерпретируют неправильно.

Всем библейским отрывкам, ссылаясь на которые многие утверждают допустимость употребления алкоголя, может быть дано объяснение, находящееся в гармонии и соответствии с остальными истинами и положениями Писания.

18-й стих пятой главы Послания к Ефесянам дает основание некоторым людям, поверхностно изучающим Библию, полагать, что употребление вина в незначительных количествах приемлемо и не несет за собой никаких последствий: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом». В английском переводе глагол «упиваться» представлен словосочетанием «пить излишнее количество вина». Слово «излишний» имеет греческое происхождение и восходит корнями к слову «аsotia», которое, в свою очередь, образовано от греческого слова «sozo». «Sozo» означает «спасенный или изволенный». Таким образом, данный стих из Послания к Ефесянам можно трактовать как «не пей вина, ибо можешь потерять спасение Божие». Единственный канал общения Бога с человеком — это через разум, которым каждый из нас наделен свыше. Даже небольшое количество алкоголя ослабляет способность человека мыслить здраво и тем самым нарушает возможность общаться с Творцом.

Другой текст (Притч. 31:6-7) также вызвал недопонимание у многих людей при беглом прочтении, так как в нем предписывается облегчение страданий и участи умирающего и обездоленного за счет преподнесения им вина и сикеры. Эти стихи также можно объяснить через призму утверждаемого в Библии взгляда на этот вопрос.

Дело в том, что язык древних евреев не предусматривал правил пунктуации. В том числе отсутствовали вопросительные знаки. Например, в оригинальном переводе Библии, известном как Библия короля Иакова, первый стих 120-го псалма может быть истолкован как призыв обращаться к горам, возводя на них с надеждой взор свой и взывая их о помощи. Единственно правильным структурным оформлением данного стиха может быть придание ему вопросительного смысла путем помещения вопросительного знака в конец предложения (что, кстати, было сделано позднее и отражено в новой версии перевода Библии короля Иакова). Кроме того, стих, следующий за первым, помогает прояснить картину, даже если бы ученые не разобрались со знаками препинания. Подобным образом можно взглянуть на «проблемные» тексты из книги Притчей (стихи 6 и 7). Вполне логично было бы допустить, что в этих двух стихах на самом деле содержится гипотетический вопрос.

В четвертом и пятом текстах той же главы книги Притчей содержится однозначное утверждение о недопустимости употребления алкоголя правителями и царям, ибо вино и сикера нарушают ясность мышления. Затем, как мы уже установили, следует вопрос: «Нужно ли давать сикеру тому, кто находится у смертного одра, и вино пребывающему в нищете для того, чтобы он больше не вспоминал о своих страданиях и тяжелой доле?» В следующих двух стихах (8 и 9) содержатся указания относительно того, как нужно поступать, чтобы действительно помочь и утешить страждущего. Писание говорит о необходимости «открывать уста свои для правосудия» (не прибегая к помощи алкоголя, который не позволит сделать этого), помогать безгласному и защищать всех сирот и нуждающихся, а не предлагать вместо этого дурманящий разум напиток, позволяющий отрешиться от насущных проблем.

Такой подход в полной мере сочетается с нашими сегодняшними представлениями о том, что алкоголь является плохим лекарством, когда речь идет о бедности, лишениях и состоянии депрессии.

1 Тим. 5:23: «Впредь не пей одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов». Очевидно, что Тимофей, судя по данному совету, пил исключительно воду и не притрагивался к вину. Он, возможно, даже был Назореем, давшим обет не пить даже виноградного сока (см. Числ. 6:3). Или, бывая частым гостем в различных домах, он, вероятно, опасался, что некоторые из предлагаемых ему виноградных напитков могут быть продуктами брожения. Известно, что Тимофей страдал от желудочных расстройств. Грязная, зачастую зараженная вода и антисанитарные условия существования могли легко стать источником его болезни. В данном случае Тимофею предлагается воздержаться от употребления воды и вместо этого пить немного виноградного сока, чтобы устранить тем самым причину своих недугов, связанных с загрязнением питьевых источников.

«Павел советовал Тимофею употреблять немного вина для пользы желудка и избавления от недугов, но, говоря о вине, он, безусловно, имел в виду чистый, не подверженный брожению виноградный сок. Апостол не предлагал Тимофею прикоснуться к тому, что было запрещено самим Богом… Имейте полную уверенность в том, что Он (Иисус) не сделал из воды опьяняющего вина во время свадебного торжества, когда впервые явил миру Свою чудодейственную силу. Он подал окружающим Его людям чистейший напиток из плодов винограда. Никогда в течение своего земного служения Христос не поднес к Своим губам и не предложил ученикам напитка, содержащего продукты брожения. Пьянство не было распространенным явлением в Палестине, но Иисус провидчески смотрел через века, зная, сколько страданий и горя принесет алкоголь будущим поколениям, поэтому во время свадебного пира преподал всем правильный, указующий урок» (ST, сент. 6, 1899).

Врачи сегодня широко говорят о том, что нет никакого научного и медицинского обоснования целесообразности употребления алкоголя.

Осия 4:11: «Блуд, вино и напитки завладели сердцем их». Выражение «завладеть сердцем» может означать «завладеть разумом и пониманием». Слово «вино» в данном стихе происходит от арамейского слова «yayin», которое в некоторых случаях переводится как «перебродившее крепкое вино, вызывающее опьянение», следовательно, его употребление заслуживает справедливого порицания. Слово «напитки» является эквивалентом греческого слова «tirosh» и означает скорее всего сок, произведенный из натурального винограда. Разные вещи могут завладеть разумом человека, уводя его от Бога, — такие, как блуд и дурманящее состояние алкогольного опьянения. И даже когда человек все свое внимание и силы сосредотачивает на удовлетворении материальных потребностей, примером чего может быть желание постоянно увеличивать урожай винограда для производства большего количество натуральных виноградных напитков и извлечения большей прибыли, — это так же может «завладеть сердцем человека» и нарушить связь с Творцом.

Пс. 103:15: «И вино, которое веселит сердце человека». «Вино» переведено здесь с арамейского «yayin». Это слово имело многозначный смысл и могло означать как перебродившее вино, что подверждает предыдущий текст из книги Осии, так и свежий виноградный сок. Использование того или иного значения данного слова полностью зависело от контекста повествования. В данном случае, поскольку употребление конкретного продукта (вина) одобряется и даже рекомендуется, имеется в виду виноградный сок. В другом месте — книге Притчей 20:1 – вино, наоборот, осуждается — значит, можно говорить о контекстуальном переводе второго значения («перебродившее вино») слова «yayin».

Числ. 28:7: «На святом месте возливай возлияние, вино Господу».

В переводе короля Иакова употребляется словосочетание «крепкое вино». «Крепкое» в нашем сегодняшнем представлении означает «содержащее высокий процент алкоголя». Но интересен тот факт, что в арамейском языке, на котором говорили древние евреи, не существовало слова, отображающего понятие «крепкий» применительно к алкогольному напитку. Используемое в данном стихе слово «вино» происходит от слова «shekhar», т.е. «сладкий». Позднее от него образовалось английское слово «sugar» и русское «сахар». Словом «shekhar» древние евреи именовали любой напиток из фруктов, кроме виноградного сока. Профессор Уильям Ши (Институт исследования Библии) предполагает, что термин «крепкое вино» является эквивалентом нашего сегодняшнего пива (ST, ноябрь, 1988)

Так или иначе, приношение, о котором идет речь, лишь возливалось, а не использовалось в качестве питья (см. Исх. 30:9). Поэтому вопрос, было ли это «вино» опьяняющим или нет, в принципе не имеет значения, так как оно употреблялось только для того, чтобы воздать жертву Господу.

Втор. 14:26: «И покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там перед Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое».

В данном тексте, как и в книге Чисел 28:7, приобретение вина и сикера вовсе не означает их употребления, а речь идет о возлиянии и принесении в жертву Господу. Поэтому вопрос о том, насколько крепкими были вино и сикера, не имеет большого значения.

Итак, как вы смогли убедиться, существует немало текстов в Библии, которые вызывали и продолжают вызывать споры и противоречивые оценки и являются камнем преткновения для многих. Целые книги были посвящены разбору данного вопроса (например, «Библия, святые и винная индустрия» (International Biblical Resourses, Inc., 5101 2nd St., Lubbock,TX 79416). Самуэль Баккиоки написал труд, который называется «Вино и Библия» (Biblical Perspectives, 4569 Lisa Lane, Berrien Springs, MI 49103). Есть интересная статья д-ра Уильяма Ши «Пиво и вино» (Signs of Times Nov. 1988) и исследование, которое принадлежит перу д-ра Кэллога «Вино на страницах Библии».

Некоторые люди утверждают, что в библейские времена невозможно было долго хранить виноградный сок, предотвращая его брожение. Однако данное предположение уже не раз было опровергнуто (см. «Библия, святые и винная индустрия», стр. 41-49).

5. Полное воздержание от употребления алкогольных напитков — вот позиция адвентистской Церкви.

«Пусть не коснется ваших губ ни единая капля алкоголя, ибо употребление его — это сумасшествие и горе» («Воздержание», стр. 198).

Умеренность может быть определена как полное воздержание от всего того, что приносит вред, и умеренное обращение с тем, что полезно и благоприятно. Нельзя, однако, утверждать, как это делают многие, что сам принцип «умеренного употребления» применим ко всем вещам без исключения.

«Единственным выходом для человека разумного и умеренного может быть только полное воздержание» (Е. Уайт. «Советы родителям, учителям и учащимся», стр. 383).

«Особенно очевиден тот факт, что употребление спиртного женщиной во время беременности является недопустимым и всячески противопоказанным. Каждая капля алкоголя подвергает прямой опасности физическое и умственное здоровье ребенка и является прегрешением против Творца» (CDF – назв. оригинала, стр. 217).

«Полное воздержание — вот тот фундамент, на котором народ Божий должен сознательно основывать свою жизнь» (Е. Уайт. «Советы по здоровому образу жизни», стр. 634).

Б. Другие важные положения, относящиеся к данной проблеме.

1. Изготовление алкоголя было идеей дьявола.

«Дьявол собирает однажды всех падших ангелов, находящихся в его подчинении, для того, чтобы изобрести нечто, что могло бы навредить всему человечеству с невиданной силой и в невиданном масштабе. Выслушав предложения, он раскрывает перед ними удивительной коварности план. Следует взять плоды виноградной лозы, а также пшеницу и другие творения Божии, предназначенные для употребления в пищу, и превратить их в ядовитые продукты, которые способны разрушить и уничтожить физическое, умственное и нравственное здоровье человека и тем самым позволить дьяволу обрести полный контроль над обманутыми существами» («Воздержание», стр. 12).

2. Представители движения за пропаганду трезвости одновременно отстаивают введение закона о воскресном дне.

«Данная категория общественных работников в своих заявлениях связывает быстро увеличивающееся состояние развала и испорченности общества с попранием так называемой «христианской субботы» и полагает, что введение в практику соблюдение воскресного дня позволит существенно улучшить морально-нравственное положение в обществе. Особенно широко эти идеи муссируются в Соединенных Штатах, где доктрина об «истинной субботе» становится все более популярной. Здесь работа по пропаганде трезвости, которая является, безусловно, важной и нужной, часто сочетается с проповедью о воскресном дне, причем, апологеты данного установления рассматривают себя тружениками во имя нравственных интересов общества, и всякий, кто отказывается присоединиться к такой точке зрения, считается чуть ли не врагом, препятствующим движению реформ» (Е. Уайт. «Великая борьба», стр. 587).

«Объединяя идеи движения за трезвость с положениями о воскресном законе, они представляют себя в качестве тружеников на благо общественных интересов… Руководители движения за введение воскресного закона могут выступать за реформы, которые действительно необходимы людям, проповедовать принципы, находящиеся в гармонии с Писанием, но в то же время пока существует хотя бы одно противоречие Божьему закону, истинный Его народ не может участвовать в этом» (Е. Уайт. «Дух пророчества», том 4, стр. 404).

3. Употребляла ли Елена Уайт алкоголь?

Служитель Дэниелс утверждал, что существовало вино, которое не представляло никакого вреда, так как не приводило к опьянению. Елена Уайт начала использовать его в качестве лекарства, принимая по одной столовой ложке несколько раз в день, при этом общая доза за весь период лечения составила примерно 250 граммов. Но она вынуждена была отказаться от этой практики, потому что для Дэниелса это являлось предлогом и оправданием употребления им вина. Вот несколько выдержек из ее писем к Дэниелсу, написанных в апреле и августе 1888 году.

«Но я искренне надеюсь, что ты не пристрастишься к постоянному употреблению спиртных напитков, ибо тогда дьявол сможет сделать с тобой все, что пожелает. То вино, которое ты рекомендовал мне для лечения, сказав, что оно не принесет никакого вреда, я принимала по одной столовой ложке, но при этом чувствовала себя неспокойно».

«Узнала, что ты для оправдания собственной привычки выпивать (так мне сообщили) ссылался на тот факт, что брат и сестра Уайт хранят дома вино и, по твоему убеждению, употребляют его. Это неправда».

«Я не проверяла то вино, которое ты дал мне, утверждая, что оно не может вызвать состояние опьянения. В общей сложности я выпила около 250 г. этого вина, принимая его по столовой ложке вместе с сырым яйцом, так как вкус вина был мне очень неприятен. Но я никогда не пошла бы на то, чтобы превратить эту практику (даже если бы речь шла об одной чайной ложке) в постоянную, понимая и осознавая, как умело дьявол использует приобщение людей к чаю, кофе, вину и пиву для своих целей, направленных на формирование у них зависимости от этих продуктов».

4. Недостатки принципа «умеренного употребления».

(Из книги «Библия, святые и винная индустрия»)

Приверженцы и апологеты принципа «умеренного употребления» декларируют, что употребление алкоголя было одобрено и санкционировано Богом. Но как быть, если употребление алкогольных напитков является злом от начала и не имеет Божьего одобрения? И как можно, например, умеренно прелюбодействовать или умеренно красть? Тогда, очевидно, сам разговор об умеренности становится излишним.

Аргументы, приводимые в защиту принципа «умеренного употребления», не касаются одной из основополагающих истин о том, что напитки, содержащие алкоголь, специально изготовлены таким способом, чтобы производить опьяняющий, дурманящий эффект на мозг человека. Винная промышленность производит такую продукцию, которая в первую очередь влияет на способность человека оперировать собственным разумом. Хорошо известно, что даже небольшое количество алкоголя нарушает мыслительную деятельность и связность речи. Специальные приборы позволяют обнаружить алкоголь в мозгу человека уже через полминуты после попадания в организм. С первой рюмкой спиртного в поведении человека наблюдаются характерные изменения, и прежде всего это касается ослабления самоконтроля. Защитники принципа «умеренного употребления» также неохотно вспоминают о том, что наше общество сегодня наполнено людьми, потерявшими покой и внутреннюю гармонию, следствием чего является депрессия, чувство одиночества и опустошения, постоянное беспокойство, и т.д. Предлагать таким людям «утопить» свои печали и проблемы в рюмке вина – значит направить на заведомо ложный и опасный путь. Алкоголь как один из видов наркотических веществ подавляет нервную систему человека и вызывает зависимость. Ни один врач-психиатр не порекомендует вам обратиться к спиртным напиткам для того, чтобы привести в порядок свое умственное и эмоциональное состояние.

5. Что мы подразумеваем под понятием «грех»?

Известный психолог Карл Менингер в своей книге «Что мы подразумеваем под понятием «грех»?» дает такое определение: «Грех — это нарушение закона Божьего; неповиновение Его святой воле; нравственный крах. Грех — это неспособность в своем поведении, в своем характере проявить соответствие нравственному идеалу… Говоря о грехе, я имею в виду совокупность всех неправедных деяний, совершаемых конкретным человеком; я подразумеваю любые формы поведения, идущие вразрез с этическими принципами и человеческой совестью, — поведение, которое наносит ущерб моему ближнему или мне самому» (Whatever became of sin? 1973, Hawthorne Books).

6. Могут ли определенные продукты или их сочетания вызывать в желудке человека брожение?

Многочисленные диетологи и специалисты в области общественного здравоохранения, представители адвентистской Церкви, занимавшиеся изучением принципов рационального питания, приходят к заключению, что существуют определенные категории продуктов, вызывающих брожение в желудке и поэтому не являются полезными для здоровья. К их числу относятся:

а. Сочетание молока и сахара.

б. Сладкий пудинг, варенье, джем.

в. Слишком большое разнообразие продуктов в один прием пищи.

г. Неестественные сочетания продуктов.

д. Салаты с растительным маслом или уксусом.

е. Сладкое пирожное с молоком или сливочным маслом.

ж. Хлеб, замешанный на молочной сыворотке.

з. Сахар.

Давайте рассмотрим, что имела в виду Елена Уайт, когда писала о брожении после употребления определенных продуктов. Подразумевала ли она, что «смесь» некоторых продуктов может вызвать образование алкоголя в желудке человека? Наверное, нет. Скорее всего, она думала о том, что пища в желудке портится, затрудняя пищеварение. Уайт упоминала о посещении одной местности, пострадавшей от наводнения. После того, как вода сошла, то ее наблюдения были следующие: «В скоропортящихся продуктах начался процесс брожения». Она также писала: «Если салаты приготовлены с участием растительных масел или уксуса, после их употребления начинается процесс брожения в желудке, и пища не переваривается должным образом, но вместо это гниет и разлагается». Видимо, когда она говорила о брожении, то имела в виду разложение и гниение пищи в желудке…

ВОЗ выступает против алкоголя

Ведущие научные объединения, включая Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) приводят ряд доводов против употребления алкоголя.

«Цирроз печени является одним из самых серьезных хронических заболеваний, вызванных употреблением алкоголя… В развитых странах по крайней мере 40% случаев поражения печени, приводящих к смертельному исходу, связано непосредственно с алкоголем… Продолжительное чрезмерное его употребление имеет целый ряд других пагубных последствий, локализацией которых становится желудочно-кишечный тракт и поджелудочная железа».

«Еще один из печальных результатов хронического употребления алкоголя — поражение мозга, приводящее к расстройству эмоциональной сферы, конфабуляции (синдром Корсакова), а также появлению бредовых состояний и атрофии черепного нерва (энцефалопатия Вернике). Алкоголь, кроме того, ускоряет течение процессов старения, оказывает негативное влияние на способность человека мыслить и справляться с проблемами повседневной жизни».

«Алкоголь является причинным фактором целого спектра раковых заболеваний, включая рак печени, гортани, полости рта, пищевода и, возможно, приводит к развитию злокачественных опухолей прямой кишки и груди у женщин».

«За последние два десятка лет учеными описана целая серия характерных отклонений от нормы, встречающихся у новорожденных детей, чьи матери регулярно употребляли алкоголь в больших количествах в период беременности. Алкогольный синдром плода включает замедление общего физического и умственного развития ребенка. Другие последствия влияния алкоголя на плод (рождение ребенка с низкой массой тела, повышенный риск мертворождения и т.д.) могут иметь место даже при умеренном употреблении алкоголя в количестве не более двух рюмок в день».

«Среди взрослого населения, особенно молодежи, фактор употребления алкоголя и его влияние на дорожно-транспортные происшествия (ДТП) уже давно признан как один из наиболее серьезных. В развитых странах от 1/3 до половины всех случаев смертельного исхода в связи с ДТП прямой причиной имеют употребление алкоголя».

(Цитаты взяты из WHO Technical Series 797, Diet, Nutrition, and Prevention of Chronic Disease, Report of a WHO Study Group, Geneva, 1990, pp. 62-65, 83-84, 101, 111)…

Уверенность в правоте

Употребление алкоголя — это причина возникновения серьезнейших проблем в области общественного здравоохранения как для индустриально развитых, так и для развивающихся стран. Пьянство пагубно влияет на широкие слои населения, а не только на ограниченную группу лиц, злоупотребляющих алкоголем. Не существует минимального предела в дозировке алкоголя, ниже которого его употребление было бы безопасным и не влекло за собой никаких последствий.

Вот как Ханс Эмбальд, директор программ ВОЗ по профилактике наркомании, реагирует на проводимую кампанию по пропаганде полезного эффекта для здоровья от употребления алкоголя в умеренных количествах: ”Специалисты ВОЗ подчеркивают, что в борьбе с пагубными последствиями алкоголизма нецелесообразно обращаться к концепции умеренного употребления алкоголя. Ее сторонники в большей степени руководствуются соображениями коммерческой выгоды” (WHO Office of Information Press Release 1 Nov. 1994).

Члены адвентистской Церкви могут быть абсолютно уверены в правоте своей позиции по данному вопросу как с научной, так и с библейской точек зрения. Такая позиция подтверждена свидетельством Иисуса Христа. Существование непоследовательных и ложных утверждений не может являться причиной для сомнений, т.к. безусловная последовательность и отсуствие противоречий в Слове Божьем всегда откроется искренне изучающему его христианину. Истинная наука также всегда последовательно сочетается с Писанием.

(Статья публикуется в значительном сокращении).

Пьяницы не наследуют Царствия Небесного (1 Кор. 6:9-10).

«Не смотри на вино, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч. 23:31-32).

Врачи сегодня широко говорят о том, что нет никакого научного и медицинского обоснования целесообразности употребления алкоголя.

Церковь АСД с момента своего основания проповедовала библейский запрет на употребление алкоголя. Сегодня адвентисты продолжают широко пропагандировать принцип воздержания от алкогольных напитков как часть святой обязанности каждого христианина.

Приверженцы и апологеты принципа «умеренного употребления» декларируют, что употребление алкоголя было одобрено и санкционировано Богом. Но как быть, если употребление алкогольных напитков является злом от начала и не имеет Божьего одобрения? И как можно, например, умеренно прелюбодействовать или умеренно красть?

«Пусть не коснется ваших губ ни единая капля алкоголя, ибо употребление его — это сумасшествие и горе» (Е. Уайт. «Воздержание», стр. 198).