Вопрос №5

5. Если унитарии или ариане (отвергающие догмат о троичности
Божества и отрицающие божественность Христа) стремятся
стать членами вашей церкви, может ли служитель церкви АСД
крестить и принять таковых в члены? Может ли верующий
находиться в добром духовном состоянии, если он решительно
отказывается подчиниться историческому учению церкви о
божественной природе Иисуса Христа?

Хотя первый вопрос касается весьма важной проблемы, тем не менее он —
предположительный — по той простой причине, что человек, открыто
признающий учение унитариев или ариан, придерживающийся своих старых
взглядов относительно Божества — вряд ли попытается стать членом церкви,
открыто исповедующей взгляды тринитариев (верующих в догмат троичности
Божества). Множество опрошенных служителей, имеющих большой опыт,
связанный с руководством нашей церкви,- свидетельствуют, что ни один
служитель из такой большой группы никогда не встречался с таким вопросом.
От служителей церкви Адвентистов седьмого дня требуется тщательно
наставить всех кандидатов, приготавливающихся к крещению. Обычно такой
период наставления продолжается несколько месяцев. Если кандидат к
крещению настойчиво придерживается ошибочных взглядов относительно
нашего Господа и Спасителя, Который только Один может спасти грешника,- в
таком случае можно последовать только одному курсу: кандидату до крещения
необходимо сказать прямо и откровенно, что он вообще не готов к крещению и
не может быть принятым в члены нашей церкви. Ему необходимо дать совет —
более глубоко изучать Св. Писание, пока он не поймет и не примет вполне
истину о божественности Иисуса Христа и Его искупительной силе. Мы не
можем позволить тому, кто не согласен с нашими убеждениями, быть членом
нашей церкви, потому что в противном случае между нами никогда не будет
единства духа. В результате могут быть только споры и разделения.
Во всех общинах церкви АСД применяется типовое «Свидетельство о
крещении», напечатанное на четырех страницах. Его вручают кандидату при
крещении. На второй и третьей странице там записано «Краткое изложение
доктринальных взглядов АСД». После первой статьи о Святой Троице вторая
статья читается следующим образом: «Иисус Христос, вторая личность
Божества, и вечный Сын Бога — единственный Спаситель от греха; и спасение
человека совершается посредством благодати чрез веру в Него» (Мат. 28, 18-19;
Иоан. 3, 16; Мих. 5, 2; Мат. 1, 21; 2, 5-6; Деян. 4, 12; 1Иоан. 5, 11-12; Ефес. 1, 9-15;
Рим. 3, 23-26).
Затем на странице 4 находится «Торжественное обещание крещаемого» с 13-
ю краткими утвердительными ответами, которые должны быть даны перед
крещением. После крещения в «Свидетельстве» ставится подпись и дата. Первый
утвердительный ответ касается нашей веры в Бога Отца, Сына и Святого Духа.
Далее следует такой вопрос: «Веришь ли ты в смерть Иисуса Христа на Голгофе
как в искупительную жертву за грехи людей и убежден ли ты, что посредством
веры в Его пролитую кровь люди получают спасение от греха и от наказания за
грех?»
Таков подготовительный путь к крещению, чтобы стать членом церкви
Адвентистов седьмого дня. «Свидетельство о крещении» — является
авторитетным церковным документом. Об этом свидетельствуют и его
включение в наш «Церковный порядок». Поэтому, кажется менее вероятным,
чтобы придерживающиеся взгляда унитариев или ариан вошли в церковь
Адвентистов Седьмого дня. Скорее они присоединятся к какому-либо другому
протестантскому обществу. Второй вопрос — подобный первому в большей
степени — предположительный. Наше положение можно увидеть в официальном
наставлении для церкви Адвентистов седьмого дня,- в Церковном порядке,
раскрывающем обязанности, ответственности и образ действий относительно
церковных взаимоотношений. Эта книга одобрена Генеральной Конференцией
на очередной сессии. Относительно авторитета и ответственности церкви в
таких вопросах, мы читаем в Церковном порядке на стр. 218 и 219 (1951 года
издания): «Спаситель мира наделил Свою церковь большой властью. Он
установил правила, которых нужно придерживаться при разборе дел членов
церкви Бог рассматривает Свой народ как организацию, ответственную за грехи
ее членов. Если руководители церкви пренебрегают серьезным разбором
грехов, которые навлекают неудовольствие Божье на всю организацию, то они
становятся ответственными за эти грехи Если в Его народе кто-либо поступает
несправедливо, а слуги Божьи равнодушно проходят мимо этого зла, то они
фактически поддерживают и оправдывают грешника и становятся виновными
вместе с ними. Они навлекают на себя неудовольствие Божье». На стр. 224 под
заглавием: «Причины исключения членов церкви» — перечисляются семь
конкретных отступлений, каждое из которых может быть достаточным
основанием для исключения члена. Первое отступление гласит:
1. Отрицание веры в основы Евангелия и учения церкви, а также
насаждение чуждого учения. Эти основные пункты истины, которых
насчитывается 22 (после 53 Ген. Конфер.- 27 пунктов), находятся на странице 29-
36 Церковного порядка.
Второй и третий из этих пунктов касаются важных божественных истин,
выражая нашу веру в божественную Троицу, в безграничное могущество,
всеведение и вечное бытие Отца, Сына и Святого Духа.
Мы цитируем:
2. Божество в трех лицах составляют: Вечносущий Отец, Иисус Христос и
Святой Дух. Отец — это духовная личность. Он всемогущ, вездесущ, всеведущ и
безграничен и в своей мудрости и любви. Иисус Христос — это Сын Вечного
Отца. Через Него сотворено все сущее, и через Него совершится спасение всех
искупленных от земли. Дух Святой является третьей личностью Божества. Это
великая возрождающая сила в деле спасения (Мат. 28, 19).
3. Иисус Христос — это Бог. Он имеет такое же естество, как и вечный Отец.
Находясь в божественном естестве, Он воспринял человеческое естество, жил на
земле как человек и в Своей жизни исполнил принципы праведности. Он
доказал Свою близкую связь с Богом множеством великих чудес, умер на кресте
за наши грехи, воскрес из мертвых и вознесся к Отцу, где Он всегда пребывает,
чтобы ходатайствовать за нас (Иоан. 1, 1. 14; Евр. 2, 9-18; 8, 1-2; Евр. 4, 14-16; 7,
25).
Четвертый из основных пунктов истины подчеркивает природу нашего
спасения:
4. Чтобы получить спасение, каждый человек должен пережить опыт нового
рождения. Это рождение означает полное преобразование жизни и характера
посредством возрождающей силы Божьей через веру в Господа Иисуса Христа
(Иоан. 3, 16; Мат. 18, 3; Деян. 2, 37-39). Итак, спасение достигается только «через
веру в Господа Иисуса Христа». Кто отказывается признать божественную
природу Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, тот не может ни понять, ни
пережить во всей полноте божественную, возрождающую силу Божью. Он не
только не имеет права по причине своего неверия быть членом церкви, но он
уже находится вне тела Христова. И церкви ничего не остается, как признать его
отделение от нее по причине неверия и принять меры в соответствии с
указаниями, данными в «Церковном порядке». Пункт пятый — «Причины
исключения членов церкви» — гласит: «Упорный отказ признать законное
руководство церкви или подчиниться Церковному порядку и дисциплине».
Хотя авторитет церкви, чтобы действовать в таком случае, признан,-
исключение из членства никогда не должно совершаться поспешно, но лишь
после многих собеседований, наставительных советов, молитв и усилий, чтобы
исправить заблуждающегося. Обычно же потерявший веру в основные
евангельские истины лишается единства со своими братьями до такой степени,
что он сам добровольно выходит из церкви или его поведение таково, что
церковь должна принять решительные меры.
Историческое учение о божественном естестве Господа нашего и Спасителя
Иисуса Христа остается главным пунктом церкви Адвентистов седьмого дня.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕДОПОНИМАНИЯ
Адвентистов седьмого дня часто не совсем понимают в вопросе,
касающемся их учения о божественности Христа и природе Божества. Причины
для такого неправильного понимания отчасти лежат в вопросах определения, а
также в исторических предпосылках. В религиозном движении миллеритов, к
которому принадлежали первые Адвентисты седьмого дня, некоторые
руководители были членами церкви, известной под названием «христиане». В
религиозной борьбе арминиан, которая происходила в первой половине 19 века
против засилия Ново-английского церковно-политического кальвинизма,
признававшего лишь Вестминстерский символ веры,- это вероучение выступало
со своим лозунгом: «Библия и только Библия». В своей ревности отвергнуть все,
чего нет в Библии, «христиане» были обмануты сверхбуквализмом,- т. е.
чрезмерно узким пониманием и истолкованием Божества. Слова «Сын», «Отец»
и «рожденный» напоминали им естественные человеческие взаимоотношения.
Они старались принизить небиблейское слово «Троица» и доказать, что Сын
имел Свое начало в далеком прошлом. Впрочем, эти верующие, хотя и
назывались арианами, однако не составляли одного целого с либеральными,
гуманистически настроенными арианами. Последние, как известно, стали
унитариями. По их понятию Христос был только простым, обыкновенным
человеком. Некоторые из этих «христиан», сделавшие свою Библию
путеводителем и ставившие в верующем человеке на первое место не
религиозные убеждения, а христианский характер,- сочувственно относились к
проповедям Вильяма Миллера, в которых звучал призыв к пробуждению. Это
был период 1840 годов, когда двери других церквей были для миллеритов
закрыты, тогда как у «христиан» они находили теплый прием. Но здесь надо
заметить, что в религиозном движении миллеритов вопрос о природе Божества
не играл существенной роли. Первые Адвентисты седьмого дня были
миллеритами, вышедшими из различных вероисповеданий. Среди них
находились два проповедника и небольшое число рядовых членов из церкви
«христиан». Их численное соотношение среди первых Адвентистов остается
неясным, но известно, что они постепенно теряли своих последователей и не
могли повлиять ни на формирование мышления наших членов, ни на наше
понятие о Божестве. Сегодня найдется пожалуй мало членов — Адвентистов,
которые слышали бы о богословском споре, касающемся личности Христа,-
имел ли он свое начало в бесконечно далеком прошлом. И хотя некоторые из
наших членов с так называемым «арианским прошлым» все еще держатся в
своем теоретическом богословии ошибочных взглядов относительно природы и
взаимоотношения личностей Божества, все же они как и большинство братьев
всей церкви отдают должное славе и божественности Иисуса как Творца,
Искупителя, Спасителя и Ходатая. Наш народ всегда верил в божественность и
предвечное бытие Христа. Большинство наших членов по-видимому даже и не
подозревали о том, что вообще может быть какой-либо спор вокруг личностей
Божества. В наших общественных проповедях мало говорилось о природе
Христа,- главное внимание сосредоточивалось на вести о Его скором
пришествии. Впрочем, уже по крайней мере с 1870-1880 годов мы имеем ясные
высказывания Елены Уайт о божественности Христа и о Его единстве и
равенстве с Богом. А начиная с 1890 года она все чаще и конкретнее
останавливалась в своих произведениях на разборе ошибочных взглядов
некоторых братьев, с тем, чтобы помочь последним исправиться. К числу таких
взглядов, как мы уже упоминали относилось и буквальное понятие, что Христос,
как исключительно рожденный» Сын, имел в отдаленных прошедших веках Свое
начало. Но почему же она не делала такого подчеркивания в начале?
Несомненно, по той же самой причине, по которой она советовала избегать
богословского спора, касающегося уважаемых, но ошибающихся братьев, а
также по причине более веской — ради сохранения единства в главных аспектах
вести о близком возвращении Христа. Они чувствовали, что Бог призвал их
провозглашать именно эту весть миру. В сущности, ее совет заключался в
следующем: Никакой вопрос, как бы вы правы ни были, не следует возбуждать в
настоящее время, ибо он привел бы к разделению. Тот факт, что мы с
терпимостью относились к некоторым ошибочным взглядам, по-видимому не
был для нас слишком высокой ценой. Эта терпимость помогла нам освободиться
от религиозного фанатизма и богословских споров и в то же время
содействовала единству духа и сотрудничеству в выполнении нашей всемирной
миссии.

Прокрутить вверх