Posted by admin

Леонтий Гунько

   Получить звание «евангелиста», живя за семь веков до пришествия Христа, дорогого стоит! И все же к пророку Исаии это звание подходит как нельзя лучше. Ведь ни одна книга Ветхого Завета не передает евангельскую весть так ярко и вдохновенно, как книга Исаии. Евангелие звучит в ней в мессианских пророчествах, в прообразных описаниях новой земли, в предсказаниях о судьбах Израиля и других народов и даже в тех вестях, которые, казалось, были предназначены исключительно для современников пророка. 
Исаия был сыном Амоса, выходцем из колена Иудина. Время его рождения с достоверностью неизвестно, приблизительно его относят к 765 году до нашей эры. Имя «Исаия» означает «Бог спаса-
ет». Отец Исаии, как традиционно считается, был сыном Иоаса и, следовательно, братом Амасии,
царя иудейского, а Исаия, соответственно, — двоюродным братом царя Озии. Родство с царским
родом позволяло Исаии иметь свободный доступ к царскому двору и к самому царю. Согласно 2 Пар. 26:22, Исаия записал «деяния» Озии — это может указывать на то, что в молодости он был официальным летописцем царя.

Исаия был женат (имя его жены нам неизвестно), но в своей книге он упоминает имена двух своих сыновей: Шеар-ясув, Магер-шелал-хаш-баз (см. Ис.7:3; 8:3). Каждое из этих на первый взгляд странных имен само по себе было вестью о грядущих событиях: первое означало «остаток возвратится», второе — «спешит грабеж, ускоряется добыча». В именах сыновей выражался двусоставный характер вести
Исаии: с одной стороны, он возвещал о грядущих бедствиях, с другой — о надежде на восстановление и грядущее искупление через Мессию. Иудеи, знавшие Исаию и имена его детей, должны были слышать эту весть. Более того, в главе 7 описывается случай, когда, отправляясь пере-
дать Божью весть людям, пророк берет своего первого сына с собой, чтобы через его присутствие
усилить влияние передаваемой вести. Таким образом Шеар-ясув в прямом смысле участвовал в
служении своего отца. А если учесть, что и жена Исаии названа пророчицей (см. Ис. 8:3), то в случае с Исаией мы имеем дело с полноценным семейным пророческим служением — уникальное явление для библейской истории.
Родившийся в семье, принадлежащей к царскому роду, Исаия получил блестящее по тем временам образование, органично дополнившее его талант писателя и оратора. Но не происхождение и
не образование сыграли решающую роль в его жизни и служении, а Божественное избрание на роль
пророка, через которого Бог открыл миру самые сокровенные и величественные тайны о Мессии.
Если считать главу 6 книги Исаии описанием призвания Исаии, то свое служение этот пророк начал

«в год смерти царя Озии» (Ис. 6:1), то есть в 740/739 году до нашей эры. Но если учесть, что 6-я глава
не является начальной в книге, то, возможно, пророческое служение Исаии началось на несколько лет раньше. В любом случае Исаия вступил на пророческое поприще в молодом возрасте и посвятил служению Богу и людям всю жизнь. В целом его служение продолжалось около шестидесяти лет.
Господь Бог на протяжении столетий готовил народы к пришествию Своего Сына. Каждая эпоха имела свои социально-политические особенности, отличалась своими религиозными предпочтениями. В восьмом столетии до нашей эры в преддверии вавилонского плена для осущест-
вления этой задачи нужен был человек с твердым характером, способный безбоязненно обличать правителей и религиозных лидеров, вставать на защиту слабых и угнетенных, вдохновлять ослабевших и разочарованных. Этим критериям Исаия соответствовал в полной мере. Он был одновременно как советником царей, так и наставником простых людей.
Принадлежность к высшему сословию отнюдь не мешала ему видеть нужды обездоленных и, с
другой стороны, замечать лицемерие и высокомерие власть имущих. Он видел свое призвание не
просто в том, чтобы верно передать весть от Бога, но чтобы удержать нацию от уклонения с истин-
ного пути, помочь народу остаться верным Богу в годы политической неопределенности, социальной
сумятицы и религиозной апатии. Стремясь к этой цели, он провозглашал Божью весть страстно, не
смягчая ее остроты, не избегая сильных и решительных высказываний. Чего стоит уже первая глава книги Исаии, где категорично осуждается обрядовость и провозглашается ценность искреннего покаяния, открывающего дверь для прощения (см. ст. 11–20), а также схожая с ней 58-я глава,
осуждающая формальный пост и безразличие к нуждам бедных и страждущих; или рассыпанные по
всей книге ясные призывы к тому, чтобы веровать всем сердцем, не впустую, не по привычке (см. Ис.
6:9, 10; 29:13).
Подобно всем библейским пророкам, Исаия изрекает много обличительных слов в адрес израильтян. Если они не обратятся к Богу всем сердцем, их ждет гибель (см. Ис. 1:20–31; 3:1–25 и др.). Но пред-сказания Исаии о грядущих бедствиях не завершаются на трагической ноте; он призывает не забывать о могуществе Господа. «Я, Я Сам — Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, и забываешь Господа, Творца своего,
распростершего небеса и основавшего землю?» — восклицает пророк от имени Бога, присоединяя тем самым свой голос к евангельской вести о благости и милосердии Господа к Своим детям (Ис. 51:12, 13). В конечном счете Исаия рисует грандиозную картину возрожденного Израиля, живущего в мире и благополучии, в отсутствии какой бы то ни было нужды и опасности, в радости блаженного поклонения Господу (см. Ис. 11; 35). К сожалению, эти предсказания остались актуальными только в прообразном значении.
Вместе со своим народом Исаия стал свидетелем завоевания Самарии и падения Северного израиль-ского царства, что, безусловно, стало для иудеев серьезным предупреждающим сигналом об опас-ности отступления от завета с Богом. Реформы Езекии, вступившего на престол вскоре после этого события, во многом были продиктованы осознанием этого предупреждения, но и настойчивые при-зывы Исаии, а также его советы и участие в проведении этих реформ сыграли немаловажную роль.
Новозаветные авторы цитируют Исаию более девяноста раз (еще одно свидетельство евангельской сущности книги). В основном эти цитаты связаны с личностью и служением Мессии. Предсказания о Мессии в книге Исаии настолько проницательны и точны, что, пожалуй, нет в Ветхом Завете книги более важной для понимания того, что совершил Иисус, чем книга Исаии. Особенно это верно в от-ношении предсказаний о Мессии как Рабе, Страдальце и Жертве за грехи человечества (см. Ис. 52; 53). Характер и служение Мессии в книге Исаии представлены не только в прямых пророчествах, но и косвенно в контексте иных Божественных наставлений. Так, в величественном видении Бога в храме изображается прощение и духовное преобразование человека огнем с жертвенника — намек на силу жертвы Христа (см. Ис. 6:6, 7). Немало похожих намеков мы находим и в других местах книги.
Исаии не свойственен изоляционизм. В его пророчествах египтяне и ассирийцы поставлены в один ряд с израильтянами (см. Ис. 19:23–25), благословения субботы распространяются на людей всей земли, а дом Божий является «домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:6, 7). Бог не вмещаем Иерусалимским храмом, но живет «на высоте небес… и также с сокрушенными и смиренными духом» (Ис. 57:15; ср. 66:1, 2). В Мессии Исаия видит Спасителя всего человечества, а не только израильтян.
Как указывает сам пророк, Господь давал ему Свои откровения «во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских» (Ис. 1:1). Тот факт, что Исаия не упоминает в этом перечне имя царя Манассии, который воцарился в Иудее после смерти Езекии в 686 году до нашей эры, свидетельствует о том, что вскоре после этого события пророк погиб. В отличие от своих предшественников, которые в целом позитивно относились к Исаии, Манассия воспротивился вестям пророка и обрушил на него всю мощь царского гнева.
Согласно традиции, пророк был распилен заживо, и, возможно, в Евр. 11:37 делается намек как раз на его смерть. Хотя жизнь Исаии закончилась трагично, как и земная жизнь Того, пришествие Которого он предвещал, его весть простирается в далекое для него будущее, когда мир станет другим — сво-
бодным от греха и зла, святым, совершенным. Последние главы книги Исаии перекликаются с пос-ледними главами книги Откровение и возвещают о славном времени, когда небо и земля будут «новыми», наступит всеобщая вечная радость и молодость, не будет слышно плача и вопля, не
будет напрасного труда и никто никому больше не будет причинять вреда (см. Ис. 65:17–25). И в
центре этой славной жизни будет Господь, к Которому «из месяца в месяц и из субботы в субботу бу-
дет приходить всякая плоть… на поклонение» (Ис. 66:23). 

КЛЮЧЕВЫЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ ИСАИИ
• Предсказал будущее Вавилона, Моава, Сирии, Эфиопии, Египта, Тира и аравийских государств.
• Во время нашествия сирийцев и израильтян на Иудею предсказал, что Иудея не будет ими
завоевана (см. Ис. 7:1–9).
• Предсказал нашествие ассирийцев на Иудею (см. Ис. 7:17; 8:8), а также поражение Сирии и Се-
верного израильского царства от ассирийцев (см. Ис. 8:4–7).
• Предсказал упадок и гибель Ассирии (см. Ис. 10:5–16).
• Во время похода ассирийцев против Иерусалима предсказал, что Иерусалим не будет завоеван, вражеская армия отступит, а правитель ассирийцев будет убит в собственном доме (см. Ис. 36; 37).
• Предсказал выздоровление Езекии от болезни и его последующую смерть через пятнадцать лет (см. Ис. 38). Знамением в этом предсказании было возвращение тени на солнечных часах на десять ступеней назад.
• Предсказал вавилонский плен и опустошение Иерусалима вавилонянами (см. Ис. 39).
• Предсказал служение Иоанна Крестителя (см. Ин. 40:3).
• Указал на Галилею как на место, где через служение Мессии взойдет «свет великий» (Ис. 9:1, 2).
• Предсказал, что Мессия произойдет из рода Давида (см. Ис. 11:1, 2).
• Предсказал рождение Мессии от Девы и его наречение Эммануилом (см. Ис. 7:14).
• Предсказал, что Мессия придет в мир как Младенец и одновременно Бог во всей полноте (см.
Ис. 9:6, 7).
• Изложил миссию Мессии, которой впоследствии воспользовался Иисус (см. Ис. 61:1–3).
• Предсказал, что Мессия не будет узнан людьми, но будет отвержен, презираем, причислен к
преступникам, истязуем, казнен (см. Ис. 53:2, 3, 4, 7, 8).
• Предсказал, что Мессия понесет на Себе грехи людей, станет Жертвой за грешников и их
Ходатаем (см. Ис. 53:4, 5, 6, 10, 11, 12).
• Предсказал, что страдания и смерть Мессии будут Его собственным добровольным выбором и одновременно осуществлением Божьего плана спасения (см. Ис. 53:6, 7, 10).
• Предсказал, что Мессия станет светом не только для иудеев, но для всех народов (см. Ис. 11:10;
42:6; 49:6).
• Описал грядущее Царство Божье (см. Ис. 11; 35; 65; 66).

 

Источник публикации журнал Адвентистский Вестник 2-2017