Вопрос 31

Спасение, представленное в прообразах святилища

31. Своим учением о служении земного святилища вы по-видимому, хотите сказать, что искупительная жертва, принесенная Христом на Голгофском кресте, не была в полном смысле слова — всеобъемлющей и совершенной. Следовательно, чтобы быть действенной, способной дать нам вечное спасение, она нуждается в некоем дополнительном средстве. Так ли это?

На первую часть этого вопроса мы отвечаем определенно «нет»! Единственная жертва, посредством которой мы можем получить спасение — это смерть Иисуса Христа на Голгофском кресте. Вместе с тем, мы верим, что служение в скинии и в храме в древности указывало на некоторые жизненно важные истины, связанные с искупительной работой Господа нашего Иисуса Христа.
Во дни странствования Израиля по пустыне, а также последующие столетия, во время существования Храма, при совершении обрядов в святилище израильтяне приносили различные жертвы.
Но несмотря на то, что их было много и они отличались друг от друга, все они без исключения указывали на одну великую жертву — смерть Иисуса Христа, нашего Господа и Спасителя. Все они были в этом смысле прообразными.
Христос принес «одну жертву» (Евр. 10, 12) или «приношение» (ст. 14), «навсегда» (Евр. 10, 12) и этим приобрел для людей вечное искупление (Евр. 9, 12). Искупление, которое совершил Христос ради всех людей — чрез Свою действенную жертву на Голгофе, — является полным и окончательным, отвечающим нуждам каждой души. Поэтому нет необходимости в его повторном действии: оно совершено раз и навсегда.
Прообразные жертвоприношения, которые совершались в древнем Израиле, имеют для нас важные уроки. Они составляют чудесное откровение Божьей спасительной благодати, неоднократно представленной древнему Израилю. Послание к Евреям говорит, что многие из них подразделились на: ежедневные жертвы (Евр. 7, 27; 10, 11) и годовые жертвы (Евр. 9, 7; 10, 3). Жертвы приносились ежедневно, а также один раз в год — в Судный день или в день очищения.
Изучение жертвенной системы открывает нам план Божий, каким он был представлен Его народу в древности.
Подобно тому, как в Новом Завете жизнь Иисуса Христа описана четырьмя евангелистами, так и в Ветхом Завете Его всеобъемлющая работа в смысле искупительной жертвы за падшее человечество — прообразно изображалась различными жертвами и церемониями.
1. УТРЕННИЕ И ВЕЧЕРНИЕ ЖЕРТВЫ.
Их приносили ежедневно, утром и вечером, в течение всего года, даже в день Пасхи, Пятидесятницы, в день Очищения и в любой другой годовой праздник. Они назывались «постоянными жертвами» (Исх. 29, 38-42) и
прообразно изображали в особенном смысле жертву Христа, нашего Господа, как постоянно действующую и пребывающую вовек (Евр. 7, 3. 24; 10, 12). Следует заметить, что эти жертвы приносились не за одного человека, а за весь народ.
Это не была жертва грешника по отношению к Богу, наоборот — это была жертва Господа за Свой народ. Жертвоприношение совершалось невзирая на то, принимали ли в них израильтяне личное участие или нет.
Что касается важного значения утренних и вечерних жертв, обратим внимание на высказывания одного иудейского и двух христианских авторов: «Ежедневные постоянные жертвы (древнееврейское слово «тамид») приносились в течение всего года.
В иудейской религии они составляли основу всего общественного богослужения» (Д. Х. Герц «Пятикнижие и Хафтора на Числа» 28, 2-8. стр. 694).
«Ежедневные жертвы, о которых записано в книге Исход 29, 38-42 и которые с тех пор не прекращались, упоминаются здесь вновь, потому что они составляли основу всего жертвенного служения.
Всякие другие жертвы только дополняли, а не заменяли их» (Р. Винтерботтом. Кафедральный комментарий. Т. 5. 380 стр).
«Вся система служения концентрировалась на ежедневном жертвоприношении; они никогда не опускались в служении; все другие жертвы являлись лишь прибавлением к ним.
На их отмену не могли повлиять даже такие большие праздники как Пасха или день очищения» (Там же, стр. 383).
«Учреждение утренней и вечерней жертв было настолько строго, что отменить эти жертвоприношения не могли никакие обстоятельства.
Напротив, их точное соблюдение приносило благодать и благословение небесного Царя» (Джемисон, Фоссет и Браун. Комментарий на Исх. 29, 38).
Принесение утренних и вечерних жертв представляло для израильтян жизненно важный урок: он указывал им «на постоянную зависимость от искупительной крови Христа» и учил «верой полагаться на заслуги обетованного Спасителя» (ПП. 352. 353).
В особенном смысле утренняя и вечерняя жертвы прообразно изображали жертву Христа за всех людей. Эти жертвы предусматривали для древнего Израиля то, что действительная жертва Христа впоследствии предусмотрела для действительного прощения греха и спасения всем, кто желает вручить свою жизнь Богу. Они изображали жертву Иисуса Христа в том, что Он «вкусил смерть за всех» (Евр. 2, 9), и сделался умилостивлением за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Иоан. 2, 2). Утренние и вечерние жертвы напоминали детям Божьим о Божьем плане спасения, — они указывали на путь избавления от греха. Они также подсказывали им, как можно избавиться от рабства греха.
В каком бы месте ни обитали израильтяне, — они могли во время утренней и вечерней жертвы обратиться лицом к Иерусалиму, исповедать свои грехи и убедиться в том, что Бог по Своей милости даровал им прощение (3Царств. 8, 29. 30. 46-50).

2. ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЖЕРТВЫ ГРЕШНИКА.

В древности израильтяне должны были приносить Богу определенные жертвы, — как всем обществом, так и каждый лично.
Это были следующие жертвы: жертвы всесожжения, мирные жертвы, хлебные приношения, жертвы за грех и жертвы повинности. Их можно назвать ответными жертвами грешника. Это конечно не означает, что каждый Израильтянин приводил свою жертву каждый день к святилищу. Во дни существования храма эти жертвы можно было приносить только в Иерусалиме (Втор. 12, 5, 6. 13. 14. 26). Но поскольку большинство людей жили вдали от этого города, то естественно совершать в нем ежедневные жертвоприношения они не могли.
И все же они могли исполнять указания Господа, приходя в святой город три раза в год. Через приношение утренней и вечерней жертвы они могли быть уверены в том, что их ежедневные грехи прощены. Так они радовались Божьему милостивому обеспечению, живя в пределах святой земли или за ее пределами.
О личных жертвах говорится в первых главах книги Левит. Некоторые из них приносились за все общество, другие — только за священников и старейшин, третьи — за каждого человека из народа (Лев. 4, 27).
Нельзя забывать, что эти жертвоприношения за каждого человека в отдельности и за все общество в целом — заметно отличались от утренних и вечерних жертв.
В утренних и вечерних жертвах грешник не принимал никакого участия. Они приносились за него, не взирая на то, видел он в них спасающее действие благодати или нет.
Но личные жертвы грешника отличались тем, что он сам приводил жертвенное животное к скинии. Видя в нем самого себя, он возлагал свои руки на голову жертвы и исповедывал свои грехи.
Затем животное закалалось.
В наши дни эта церемония возможно покажется человеческим деянием, поскольку все совершалось руками человека, приносящего жертву. Но все это совершалось согласно плана Божьего. Действия человека, совершающего жертвоприношение, были не средством спасения, а свидетельством его веры.
Поэтому личные жертвы грешника имели не основное, а лишь вспомогательное значение. Основными были утренняя и вечерняя жертвы. Они прообразно указывали на то, что в действительности было совершено на Голгофском кресте ради всего человечества. Каждый, кто принимал утреннюю и вечернюю жертвы как особое благо, — получал возможность выразить свою веру в божественную благодать, данную для его спасения.
Все это он делал по повелению Божьему. Приходя в Иерусалим, он приносил жертву лично за себя и за свою семью.
В утренней и вечерней жертвах мы видим прообраз искупления, совершившегося за все человечество; а в личной жертве грешника — прообраз лично принимаемого искупления.

Оба эти вида жертвоприношений, — один, представляющий собой Божью заботу о человеке; а второй — изображающий принятие человеком этой божественной благодати — совершались ежедневно в течение всего года.
Это были, собственно говоря, жертвы за грех, имевшие чрезвычайно важное значение, так как указывали на избавление души от греха. Это было проявление Божьей заботы о тех, кто искал прощения, победы и мира с Богом.
Такое состояние человека мы называем обращением, а на языке Нового Завета «рождением свыше» или переходом из смерти в жизнь. Вручив свое сердце и жизнь Богу, верующий человек не только сознает прощение своих грехов, но и обретает мир с Богом и ощущает радость в Господе.
3. ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯ, ИЛИ СУДНЫЙ ДЕНЬ.

В этот день совершалось несколько жертвоприношений.
Этот день в году был завершающим: он подводил итог всем жертвоприношениям, которые совершались ежедневно в течение года.
В этот день земной первосвященник приносил жертву за себя и за свою семью (Лев. 16. 3. 6)). Это была жертва его личного приготовления к торжественному служению в день очищения. Прежде чем принимать участие в Божьем деле примирения, ему самому нужно было очиститься и освятиться для высокого, святого и ответственного служения.
Во второй части этого прообразного служения был обряд, совершаемый над двумя козлами: «И возьмет двух козлов и поставит их перед лицом Господним у входа в скинию собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребий: один жребий для Господа, а другой — для отпущения» (Лев. 16, 7-8).
Жертвы за грех, которые приносились в этот торжественный день можно представить следующим образом: а) постоянная утренняя жертва (Исх. 29, 38-39; Числ. 28, 4).
б) Особая жертва за первосвященника и его дом — телец в жертву за грех и овен в жертву всесожжения (Лев. 16, 3. 6).
в) Специально предназначенный козел в жертву за грехи всего народа (ст. 15).
г) Постоянная вечерняя жертва (Исх. 29, 38. 39; Числ. 28, 4).

4. ПОСЛЕДНИЙ АКТ ВЕЛИКОГО БОЖЬЕГО ДЕЛА ПРИМИРЕНИЯ РАДИ ЧЕЛОВЕКА.

Все, совершаемое в этот день, было прообразом или наглядной картиной заключительного Божьего дела спасения человека. В древнем Израиле этот день назывался Судным днем, что видно из следующих слов: «А всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего.
И если какая-либо душа будет делать что-нибудь в этот день, — истреблю ту душу из народа ее» (Лев. 23, 29-30).
Так, в течение многих веков израильский народ рассматривал День Очищения.
Обратим особое внимание на следующие высказывания: «Даже ангелы, при виде совершающегося служения, охваченные страхом и трепетом, спешат туда и сюда и восклицают: «Вот наступил Судный день». «День Очищения — есть Судный день» (Поль Исаак Гершон, «Сокровища Талмуда», 1882 г. стр. 97).
«Бог, воссевший на Свой престол, чтобы судить мир, — это одновременно и Судья и Защитник и Следователь и Свидетель. Он открывает книгу записей. Слышится громкий звук трубы и тихий голос, говорящий: «Наступил день суда. В этот день нового года записывается решение и выносится определение: либо к жизни, либо к смерти» («Иудейская энциклопедия», т. 2 стр. 286).
5. КОЗЕЛ КАК ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ.
Козел, приносимый в жертву в День Очищения был особенной жертвой. В жертвенной системе не было ничего подобного. От других жертв она отличалась тем, что имела двойное значение. Во-первых, посредством нее очищался весь народ: «Очищать сынов Израилевых от всех грехов их» (Лев. 16, 34). Во-вторых, она использовалась Господом для очищения святилища, которое было центром богослужения иудеев в течение всего года (ст. 16. 20).
Обратим внимание, в какой совершенной полноте было представлено очищающее действие искупительной крови Христа. Его драгоценная кровь предусматривала очищение:
а) Первосвященника и его дом.
б) Весь народ.
в) Святилище, жертвенник и т. д.
6. ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ СУДНОГО ДНЯ.
Теперь наступал самый торжественный час этого великого дня.
После полного и совершенного искупления — очищения, предусмотренного для народа, когда он становился недоступным великому обманщику, Бог давал возможность Своему народу взглянуть, — каким образом Он удалит всякий грех из пределов Своей великой вселенной.
ПРИМЕЧАНИЕ: Некоторые авторитетные богословы подчеркивают, что прежде, чем совершался процесс над козлом отпущения — Азазелем в День очищения, — совершалось полное очищение народа Божьего.
Мы цитируем здесь двух авторов — христианской и иудейской религии:
1. «Заклание козла для Господа символизировало и представляло церемониально полное очищение или устранение грехов» (Кафедральный комментарий на Левит. стр. 242).
2. «Первый (козел для Господа) был жертвой, предназначенной для очищения грехов» (М. М. Калиш. Ветхий Завет. Левит. т. 2, 327 стр.).
«Очищение народа. было действенным исключительно чрез кровь козла, закланного как жертва за грехи» (Там же, 293, 294 стр.).
Зачинщик греха прообразно взят и осужден.
Тот, кто намеревался ввести беззаконие в чистое правление Божье получил справедливое возмездие. Вина и ответственность за то, что он научил людей отступлению от Бога, возлагается на его голову.

Как козел осуждался на смерть в пустыне, так и в конце всего Бог повергнет сатану в бездну на 1000 лет (Откр. 20, 1), а затем — в огненное озеро, где он будет уничтожен раз и навсегда (См. также ВОПРОС № 35).
Вот, по нашему убеждению, некоторые из тех наглядных уроков, которым нас учит великий День очищения, соблюдавшийся народом Божьим в древности.

Прокрутить вверх